Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Разгосударствление и приватизация в Узбекистане

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
ВВЕДЕНИЕМировой опыт экономического развития наглядно свидетельствует о том, что наличие различных экономических укладов обеспечивает более высокую эффективность производства, поскольку способствует более тщательному учету многих объективных и субъективных условий предпринимательской деятельности.Переход от монопольной государственной собственности к многоукладной экономике - это широкомасштабная мирная революция, которую должна совершить экономическая реформа.Основу любого экономического уклада составляют организационно-правовые формы предприятий. При этом не важно, в какой плоскости рассматривается общественное производство: как совокупность определенных отраслей, территориальный или межотраслевой комплекс. В любом случае в центре внимания окажутся предприятие или какая-то комбинация предприятий.В бывшем СССР и других социалистических странах господствующим в народном хозяйстве экономическим укладом являлся государственный сектор, который был представлен государственными предприятиями, функционирующими на принципах хозяйственного расчета.Одним из главных и, в то же время, сложных вопросов в процессе продвижения стран постсоветского пространства по пути рыночных преобразований, формирования многоукладной экономики является вопрос приватизации государственного имущества и формирование на этой основе новых отношений собственности. Важность вопроса обусловливается тем, что он затрагивает интересы не только хозяйствующих субъектов, но и всего населения страны.Разгосударствление - преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности. Приватизация - приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ. Приватизация осуществляется во многих странах, в том числе с развитой рыночной системой хозяйствования, и отличается задачами, формами и масштабами ее осуществления. Хорошо известно, что в Великобритании в период правления правительства, возглавляемого Маргарет Тетчер, был приватизирован ряд крупных государственных предприятий. Правительства Франции, Японии и некоторых других стран также неоднократно принимали решения о приватизации отдельных государственных предприятий, которые могли успешно развиваться без прямого государственного вмешательства в их деятельность и не получая государственных субсидий. Средства, поступающие от продажи государственных активов, направлялись на пополнение государственного бюджета.Переход к рыночной экономике в Узбекистане в постсоветский период вызвал существенные изменения как в общих условиях функционирования субъектов хозяйства, так и в отношениях собственности.1.Понятие собственности и приватизации в Узбекистане.Частная собственность как разновидность собственности граждан была впервые легализована в Узбекистане в . В отличие от личной собственности, которая подразумевала личное потребление, частная служила целям извлечения прибыли (дохода). С момента введения предполагалось ее наличие в виде правовой формы осуществления индивидуально-трудовой деятельности с ограниченным использованием наемного труда.После провозглашения государственной независимости Узбекистана и разработки собственной модели перехода к рынку реальное укрепление и дальнейшее развитие частной собственности стали приоритетными. Сначала Закон "О собственности", затем Конституция Республики Узбекистан утвердили частную собственность как одну из необходимых предпосылок функционирования рыночной экономики. Важнейшими стимулами к развитию частного предпринимательства в Узбекистане стали конституционно обоснованные принципы: свобода и равенство различных форм собственности, свобода экономической деятельности.В Узбекистане собственность неприкосновенна и охраняется законом. За годы независимости правовая основа регулирования частной собственности значительно усовершенствовалась. Так, принятие Гражданского кодекса в . внесло принципиальные изменения в гражданские правоотношения в условиях рыночной экономики. Согласно его положениям имущество граждан и всех негосударственных юридических лиц стало объектом частной собственности, значительно расширен перечень оснований для возникновения права собственности, в правовом порядке закреплены условия осуществления права на частную собственность и правовые способы ее защиты.Однако закрепление возможностей развития частной собственности только лишь в законодательном порядке не решало проблему формирования частного предпринимательства на начальном этапе реформ, необходима была их практическая реализация, поскольку на протяжении многих десятилетий в экономике страны полностью господствовал государственный сектор в виде, так называемой, общенародной собственности, фактически находившийся в распоряжении государственной бюрократической системы. Поэтому на начальном этапе реформ важнейшими задачами стали создание условий для расширения частной собственности на средства производства путем разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Фактически, в республике началось формирование новых экономических укладов одновременно двумя путями.Во-первых, путем реорганизации существовавших ранее предприятий - их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, путем стимулирования создания в инициативном порядке новых предприятий, а также развития индивидуальной предпринимательской деятельности.Указанный процесс базируется на ключевых принципах экономической политики переходного периода, сформулированных Президентом И. А. Каримовым, из которых можно выделить следующие концептуальные положения.1.Многоукладная экономика формируется не в интересах реализации идеологии и политических амбиций отдельных групп граждан (партий, движений и т.д.), а в интересах достижения целей социально-экономических преобразований, одобренных подавляющим большинством населения нашей республики.2.Государство, инициируя процесс формирования многоукладной экономики, определяет его направления и непосредственно участвует в решении задач каждого из них. Активное участие государства обеспечивает осуществление этого процесса правовыми методами.
  • Все формы собственности и хозяйствования должны находиться в равных экономических условиях, каждая из них может иметь свою нишу, а рынок – главный судья в их конкурентной борьбе.
  • Ориентация системы государственного регулирования процесса формирования многоукладной экономики на преимущественное развитие в каждой сфере общественной деятельности тех форм собственности и хозяйствования, которые наиболее эффективны в условиях Узбекистана: соответствуют менталитету народа, историческим традициям, природно-климатическим условиям, нынешнему состоянию экономиче...
  • Другие файлы:

    Разгосударствление и приватизация собственности. Государственное регулирование отношений собственности на современном этапе Республики Беларусь
    Процесс изменения государственной формы собственности. Сущность понятий "приватизация" и "разгосударствление". Основные механизмы приватизации. Зарубе...

    Приватизация в России: анализ ошибок и результаты
    Основные формы собственности. Сущность понятий "приватизации", "разгосударствление". Основные формы реальной приватизации. Продажа государственных пре...

    Цель, формы и методы приватизации в Узбекистане
    Разгосударствление как метод усиления конкурентности экономической сферы. Этапы перехода к рынку в Узбекистане. Задачи и особенности приватизации, ана...

    Разгосударствление и приватизация 3

    Разгосударствление и приватизация сущность, формы, методы