Основные теории мотивации 3
СодержаниеВведениеМотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.Основные задачи мотивации:формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.Для решения этих задач необходим анализ:процесса мотивации в организациях;индивидуальной и групповой могивации,*сли таковая имеется, и зависимости между ними;изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.Содержательные теории мотивацииТеории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.Наиболее известные теории в этой группе: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ЕКО Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.1.1. Теория иерархии потребностей А. МаслоуСущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что будут удовлетворяться и в будущем;социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми,чувство «локтя» и поддержка;потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личнымдостижениям;потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своихпотенциальных возможностей.Первые две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные.Согласно теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.1.2.Теория АльдерфераКлейтон Альдерфер также считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. В своей теории он различает 3 большие группы:потребности существования (потребности безопасности и физиологические потребности)потребности связи (отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, врагов, начальников, подчиненных). Сюда можно также отнести часть потребностей из пирамиды Маслоу: признание и самоутверждение, которые связаны со стремлением человека занимать определенное место в окружающем мире).потребности роста (аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу).Различие между теориями Маслоу и Альдерфера в том, что по Маслоу происходит движение от потребностей к потребностям только снизу вверх.Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворяются потребности нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека не этот уровень. Например: человек никак не может удовлетворить потребность роста и у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.Процесс движения вверх по уровням Альдерфер называет процессами удовлетворения, а процесс движения вниз - процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность).1.3.Теория приобретенных потребн...