Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

История экономики России 2

Тип: учебное пособие
Категория: Экономика
Скачать
Купить
ИЗДАТЕЛЬСКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР "МАРКЕТИНГ'Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования для студентов экономических вузовМосква • 1999М А Р К Е Т И Н ГИЗДАТЕЛЬСТВОББК 65.02 Г 962Работа поддержана гарантом Министерства общего и профессионального образования РФРецензенты:Кафедра истории и теории мировой экономики Сибирского университета потребительской кооперации (Новосибирск);доктор экономических наук, профессор Б. Н. Хомелянский (Новосибирск)Гусейнов Р.Г 962 История экономики России. Учебное пособие,— М.: ИВЦ "Маркетинг", 000 "Издательство ЮКЭА", 1999.— 352 с.ISBN 5-7856-0036-6Требования нового государственного образовательного стандарта предполагают углубленное изучение истории экономики.Предлагаемое учебное пособие написано на основе объективного анализа общемировых и национально-особенных путей исторического развития России, а также синтеза формационного и цивилизационного подходов к истории ее экономики. Российская экономика, при всей специфике развития, всегда находилась в русле мирового общественного прогресса. Поэтому и преувеличение национальных особенностей, и игнорирование их всегда приводили к искажению в сознании учащихся реального хода историко-экономического процесса. Единство формационного и цивилизационного подходов позволяет преодолеть крайности сложившихся взглядов и представлений на экономическую историю России.Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, а также для всех интересующихся историей и экономической теорией.Издание второе. ББК 65.02ЛР № 065547 от 05.12.97 ISBN 5-7856-0036-6И с бессмысленной улыбкойВспять глядишь, жесток и слаб,Словно зверь когда-то гибкийНа следы своих же лап..О. МандельштамИстория России со времен Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Cue непостоянство или, лучше сказать, недостаток твердых начал был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида, и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как возникали.М. СперанскийРусский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его...М. Лермонтов ВВЕДЕНИЕНет более скучного занятия, чем изучение какой-нибудь науки по учебникам и учебным пособиям. Это касается не только общественных и экономических дисциплин, но и точных наук, математики, в частности. Если читатель уже имеет опыт преподавательской работы, он знает, с каким противоречием все мы, преподаватели, сталкиваемся. С одной стороны, нам хочется, чтобы наши ученики, студенты, магистранты и, тем более, аспиранты углубленно изучали первоисточники, классическую литературу по заданной теме, ощущали аромат истории науки, с другой, — мы точно знаем, что делать этого они не станут хотя бы из-за недостатка времени. Наши ученики все равно будут обращаться к учебникам, методическим пособиям, иным комментирующим материалам. А ведь учебники написаны обычными людьми, авторами, имеющими свои пристрастия, симпатии и антипатии, свое понимание предмета науки, методов исследования и изложения и, конечно, свои методические приемы подачи материала. И чем лучше написан учебник, тем быстрее учащийся попадает в плен чужих идей, порой ложных. А поскольку первоисточники и классическая литература остаются за пределами внимания, то искаженный взгляд на предмет, сформированный в молодости, в период обучения, может сохраниться на всю жизнь.Если учебник написан слишком занимательно, то это зачастую происходит за счет содержательности. А если учебник уж очень содержателен, то скучен невероятно. Вот и приходится выбирать некий методический оптимум, прийти к которому нелегко: все время возникает соблазн уклона в ту или иную сторону.Идеальный учебник не должен быть похож на лекарство: хотя и полезно, но не вкусно. Но учебник — и не художественное произведение, он требует значительных мозговых усилий. Главная цель любого учебного пособия — это усвоение учащимся некоего набора позитивного материала, без которого невозможно понимание предмета данной науки. Но есть еще более важная цель — вызвать у читающего человека интерес к науке, желание самому покопаться в источниках, полистать труды выдающихся представителей науки. Вот тут-то не обойтись без определенной доли занимательности. И если в учебном пособии содержатся дискуссионные материалы, спорные гипотезы, непривычные подходы к теме — это может еще более возбудить интерес к науке, правда, если автор учебника не выставляет свою точку зрения в качестве непререкаемой истины и прямо признается в существовании иных взглядов.Самая прекрасная мечта преподавателя, пока еще плохо реализуемая на практике, — это сомневающийся ученик, пытающийся самостоятельно докопаться до истины, но при этом отталкивающийся от знаний, полученных от учителя или из учебника.Вот с такой мечтой и приступал я к работе над учебным пособием.Что имеем?Новый государственный образовательный стандарт предполагает восстановление в правах учебной дисциплины "История экономики" в системе высшего экономического образования. На всякий случай напомню основные требования стандарта.Сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства:азиатский способ производства и античное рабство;— классическая модель феодальной экономики (Франция);— особенности феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия, Япония);генезис капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США);— реформистский путь перехода к рыночной экономике (Германия, Россия);
Другие файлы:

История экономики: учебное пособие (учебник, лекции)
Учебник «История экономики» («История экономики» лекции) предназначен для подготовки к экзаменам по предмету «История экономики».В числе тем: история...

История экономики.
М.: Эксмо, 2009. — 305 с. Пособие предназначено для подготовки к экзаменам по предмету «история экономики». В числе тем: история мировой...

История экономики России
75. Используется ли в странах рыночной экономики возникший и накопленный в СССР опыт перспективного долгосрочного планирования развития национальной э...

Экономическая история.
2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. — 604 с. На основе цивилизационного подхода раскрывается зарождение и развитие рыночной...

История экономики России
Тестовые вопросы по истории экономического развития России в XVI-XX в.: основные реформы и преобразования, особенности развития феодализма и капитализ...