Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Особенности формирования в России современной рыночной экономики, роль в ней рознично-коммерческ

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Введение Рыночная экономика в нашей стране – это не самоцель, не роскошь и не блажь, а жизненно необходимое средство преодоления катастрофических трудностей, обрушившихся в последние годы на наш народ. Становление рыночной экономики – дело трудное, путь ее развития тернист и извилист.Н.Я. ПетраковВ последние годы в связи с проводимыми экономическими реформами в России произошло резкое оживление всей системы коммерческой деятельности. В сфере товарного обращения образована достаточно широкая сеть оптово-коммерческих структур, призванных активно обслуживать все отрасли материального производства и социальный сектор, содействовать решению задач по выводу экономики из кризиса и повышению ее рыночного потенциала.Современная рыночная экономика в мировой практике развивается на теории рынка, в основе которой лежит целенаправленное использование законов стоимости, спроса и предложения в условиях развитых товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства, наличия многообразных форм собственности и конкуренции.На разных этапах становления рыночной экономики с учетом ее национальных особенностей и принятой направленности в решениях социально-экономических задач общества возникают различные концепции функционирования рыночного механизма, особенности его использования.Товарное обращение средств производства является важным фактором эффективности рыночного механизма, так как через сферу обращения средств производства в России проходит более 2\3 всего товарооборота.В сфере товарного обращения происходит реальная оценка результатов деятельности каждого предприятия. В ней через механизм спроса и предложения, а стало быть через фактическую реализацию проходят свою проверку созданные потребительные стоимости с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и цены на товары с позиции их конкурентоспособности.Несистемное внедрение рыночных механизмов и неподготовленные к этому товарно-денежные отношения в России неизбежно привели к появлению скорее «дикого», чем достаточно цивилизованного рынка, адаптированного к мировой экономической системе. Вследствие этого многие коммерческие структуры ушли в «тень», активно развивается незаконный бизнес без правового оформления и госстатотчетности. Особенности формирования в России современной рыночной экономики, роль в ней рознично коммерческого звена определили ряд характерных ее черт.
  • Образование единого рыночного пространства и системы рыночных коммерческих структур с формируемыми устойчивыми долговременными межотраслевыми и межрегиональными связями и широким распространением диверсификационных процессов.
  • Свобода развития предпринимательства на рынке в любых рациональных формах, не запрещенных законом.
  • Повышение приоритетности спроса по отношению к предложению товаров, работ, услуг взамен ранее существовавшего примата предложения над спросом.
  • Преобладание неценовых факторов конкуренции над ценовыми, что означает доминирование конкурентоспособности потребительных ценностей по их качеству, надежности над конкурентностью цен товаров.
  • Законодательное и экономическое регулирование рыночных отношений, направленное на противодействие недобросовестной конкуренции и монополизации экономики.
  • Расширение рамок национальной экономики, связанное с развитием интеграционных рыночных процессов с постепенным вхождением их в систему мирового рынка.
  • Социальная ориентация общественных регуляторов рыночного механизма.
  • Создание возможностей благодаря развитию акционерных и других коллективных форм собственности активного включения любого гражданина в процесс предпринимательства и конкурентные отношения.
  • Постепенное достижение через рыночные механизмы согласия интересов субъектов рынка путем расширения свободы их экономических отношений.
  • В связи с этим в современной экономики все возрастает роль торговли – как эффективного инструмента доведения товара до конечного потребителя. Ведь именно соотношение спроса и предложения на рынке, формирует цену товара. И именно торговля – является связующим звеном между производителями и конечными потребителями их продукции, т.е. обычными людьми и организациями. Характеристика торговли, виды торговли.Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает работа по проведению оптовой и розничной торговли. Эта работа – основная форма выражения сущности коммерческо-посреднической деятельности, способствующая активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени.Оптовая торговля – является важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах и большими партиями товаров. Оптовая торговля может получить широкое развитие при соблюдении основных принципов ее осуществления:
  • Создание ресурсной основы для ее функционирования, т.е. достижение сбалансированной товарной массы и денежных средств, выражающих спрос покупателей.
  • Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.
  • Формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности, направленные на удовлетворение потребностей покупателей и получение максимального дохода.
  • Как уже было сказано, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Как правило, оптом осуществляют закупки все снабженческо-сбытовые и посреднические организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли или другим оптовым организациям. Оптовая торговля мало связана с конечными потребителями. В оптовой торговле товар может быть продан два раза и более, а в розничной – только один раз.Главным достоинством оптовой торговли является то, что она позволяет производителям сбывать своим товары на местах при минимальных контактах с потребителям. Через оптовую торговлю реализуется большинство товаров широкого потребления, продуктов питания, запасных частей.В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает рассмотрение такой важной формы реализации товара, как розничная торговля. Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях отлична от оптовых предприятий своими особенностями. Розничные торговые предприятия реализуют товары в небольших количествах конечному покупателю, т.е. окончательно завершают товарное обращение. Бесспорно, реализация в розницу нуждается не только в специальных торговых помещениях, оборудованных и приспособленных для сервисного обслуживания покупателей, но и в организации большой работы по подбору и формированию торгового ассортимента с оперативной возможностью маневрирования им в соответствии с быстро меняющимся спросом и желаниями покупателей.Розничная реализация товаров отличается от прочих форм торговли большой территориальной раздробленностью своей сети магазинов, палаток, павильонов, лотков. Розничная торговля отличается многообразием форм частного предпринимательства в виде ИП, МП, ТООТ, АОЗТ, АО, кооперативов и других форм.Розничная торговля замыкает цепь движения товара от производителя к потребителю. Она представляет со...
    Другие файлы:

    Формирование рыночной экономики в России
    Характеристики и принципы функционирования рыночной экономики. Факторы формирования российской модели рыночной экономики. Стратегии перехода к рыночно...

    Особенности современной рыночной экономики
    Характерные особенности современной рыночной экономики: преимущества, недостаточность саморегулирования; реализация общенациональных целей. Совершенна...

    Социально-рыночная модель экономики России
    В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночной экономики. Это тем бо...

    Рыночная экономика в России
    Особенности формирования рыночной экономики в России. Предприятия в условиях перехода к рынку. Государственные и частные предприятия в переходной экон...

    Сбережения и инвестиции в рыночной экономике
    Особенности формирования рынка сбережений в России. Изучение факторов влияющих на его динамику. Инвестиции: понятие, источники и их роль в развитии эк...