Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Ценовая дискриминация как фактор, влияющий на величину рыночной власти предприятия

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
СодержаниеВведение. Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Монополист, который производит продукции меньше и реализует ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, лишается части потенциальных покупателей, готовых приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Поэтому в целях сохранения валовых доходов и прибыли фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках, то имеет место практика ценовой дискриминации. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену. Но, если фирма решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется с перепродажей ее отдельных товаров, что к тому же может вызвать недовольство покупателей. Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться  (услуги связи, железнодорожные, авиа- и автоперевозки). В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Различная эластичность спроса порождает разные ниши рынка. С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой - большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. С другой стороны  в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие здоровой конкуренции, и усиление монопольной власти. Ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство, и ограничивают сферу влияния фирмы-монополиста1.1. Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации.Первоначальное представление о ценовой дискриминации можно найти в работах Ж. Дюпюи Д. Ларднера, и А. Пигу. Ж. Дюпюи был первым, кто привлек внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. Рассуждения Дюпюи изложены в его работе. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности. Помимо определения ценовой дискриминации Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. В определении Дюпюи, которое почти без изменений вошло в экономическую литературу, схвачена самая суть явления: "Один и тот же товар... продается по разным ценам" разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюпюи, безотносительны к различиям в затратах. Почти одновременно с Ж. Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации ставился еще одним инженером и экономистом англичанином Д. Ларднером. В своей работе, он рассматривает экономические проблемы зарождающейся отрасли - железнодорожного транспорта. Подход Ларднера отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы, и он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера - это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации. Ларднер современник Дюпюи, и естественно возникает вопрос о его отношении к идеям французского экономиста. Достоверных свидетельств об этом нет. Можно предположить, что Ларднер или не знал о его работе, или не придавал ей значения. Полвека спустя теория ценовой дискриминации получила дальнейшее развитие и, если не считать незначительные дополнения и уточнения, нашла свою современную форму в работах английского экономиста А. Пигу, ученика и последователя А. Маршалла. В своей работе Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделил три вида (степени) ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация - это продажа (или покупка) различных единиц товара или услуг по ценам, разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара. Отмечу, что в это определение включается не только продажа идентичных единиц товара различным людям по различающимся ценам, но также продажа идентичных единиц товара одному и тому же покупателю по различным ценам (например, различная цена на коммунальные услуги по электроснабжению - цена одного киловатт-часа, израсходованного при включении дополнительных приборов, устанавливается меньше нормативной) или ситуация, когда за предоставление товара или услуги, производство которых сопряжено с разными издержками, запрашивается одна и та же цена (например, когда университеты берут одинаковую плату за обучение с участников специальных исследовательских семинаров и со студентов, слушающих только большие лекционные курсы).Смысл дискриминационного поведения фирмы состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.Формы и виды ценовой дискриминации.Часто предприятие приспосабливает свои базовые цены к специфическим особенностям отдельных потребителей, модификациям продукта или различиям стандартов. Однако о ценовой дискриминации принято говорить только в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые товары или услуги по...
Другие файлы:

Реклама как фактор, влияющий на величину рыночной власти предприятия
Исследование понятия, классификации и функций рекламы, её позитивных и негативных сторон, роли в экономике. Анализ взаимосвязи между рекламой и диффер...

Ценовая дискриминация, виды ценовой дискриминации
Условия рынка и ценовая дискриминация – установление разных цен на один и тот же товар, независимо от уровня издержек. Степени ценовой дискриминации,...

Мотивы и условия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация как способ реализации рыночной вла

Теория монополий и проблема рыночной власти
Монополия как антипод конкуренции; объективный подход к оценке роли производственных монополий, их преимущества и недостатки. Факторы, ограничивающие...

Ценовая дискриминация 4