Лекции по экономике Рынок. Конкуренция. Монополия
Рынок. Конкуренция. Монополия.понятие рынкафункции рынкаструктура или инфраструктура рынкатипы рынковконкуренция как главный элемент рынкамонополия и конкуренциярынок и государствоВ 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хоз-во)Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег3) совокупность сделок (трансакций)4) одна из основных эк. категорий, которая выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности.Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:Ничем не ограниченное число участников конкуренцииМобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы)Доступность любой инфо для участников рынкаПолная однородность произведенных товаров Ни один участник рынка не должен влиять на другихфункции рынкаСущность рынка всегда видна через функции рынка.Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателямиОценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимымиОбщественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат)Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увелич. производительность, умен. затраты на производство продукцииРынок – стихийный регулятор производстваИнформационная – рынок это гигантский компьютер.В последнее время эта ф-ия играет всё большую роль. Прежде чем принять решение – любой пр-ть за деньги может получить любую инфо.3. структура рынка Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из мн-ва рыночных отношений выделяется три крупных сектора:Рынок товаровРынок услугРынок денежный Рынок раб. СилыВ настоящее время – перестройка системы обращения и российский диплом будет признаваться на рынках Европы, Америки, Азии, но для этого нужно произвести бакалавризацию.Инфраструктура:Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услугЭто совокупность организаций, обслуживающих рыночную системуК инфрас-ре отн-ся: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д.. 4. типы рынковМестныеРегиональныеНациональные МежнациональныеМеждународныеПо степени насыщенности товаров:ДефицитныйРавновесныйИзбыточныйПо степени развития:РазвитыйФормирующийсяРынок потребительских товаров (краткосрочный, длинноср.)Рынок ср-в производстваРынок услугРынок духовных благДля функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренция – главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д.. К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деят-ти. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка.Основные формы конкуренции:Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынкаНесовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия)МонополияНа определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения: 1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы; 2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств).Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, умен. издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов. В конце 19 в. – в начале 20 в. монополии стали играть решающую роль в экономике, так как выпускают большую часть продукции. ТНК – международные монополии , т. образом монополия уничтожает конкуренцию. Монополия – результат конкурентной борьбы. На опр. этапе останавливается технический прогресс, монополия идёт по пути повышения цены. М – паразит, опасный элемент производства. Общество принимает антимонополистические законы, которые не уничтожают монополию, а ограничивают аппетиты монополий. М присутствует, и будет присутствовать всегда пока существует рыночное хозяйство. Ограничение М позволяет существовать мелкому и среднему бизнесу. Мелкий и средний бизнес – элементы эк-ки, т.к. наш работает большая часть занятых в производстве людей (менее автоматиз.). М и малый бизнес сосуществуют, так как М не может выпускать все виды продукции (автомобиль). Малый бизнес более гибок, учитывает раньше изменения потребностей покупателей.Олигополия