Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Лекции по экономике Рынок. Конкуренция. Монополия

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Рынок. Конкуренция. Монополия.
  • понятие рынка
  • функции рынка
  • структура или инфраструктура рынка
  • типы рынков
  • конкуренция как главный элемент рынка
  • монополия и конкуренция
  • рынок и государство
  • В 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хоз-во)
  • Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег3) совокупность сделок (трансакций)4) одна из основных эк. категорий, которая выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности.Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:
  • Ничем не ограниченное число участников конкуренции
  • Мобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы)
  • Доступность любой инфо для участников рынка
  • Полная однородность произведенных товаров
  • Ни один участник рынка не должен влиять на других
  • функции рынка
  • Сущность рынка всегда видна через функции рынка.
  • Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателями
  • Оценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимыми
  • Общественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат)
  • Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе
  • Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увелич. производительность, умен. затраты на производство продукции
  • Рынок – стихийный регулятор производства
  • Информационная – рынок это гигантский компьютер.
  • В последнее время эта ф-ия играет всё большую роль. Прежде чем принять решение – любой пр-ть за деньги может получить любую инфо.3. структура рынка Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из мн-ва рыночных отношений выделяется три крупных сектора:
  • Рынок товаров
  • Рынок услуг
  • Рынок денежный
  • Рынок раб. Силы
  • В настоящее время – перестройка системы обращения и российский диплом будет признаваться на рынках Европы, Америки, Азии, но для этого нужно произвести бакалавризацию.Инфраструктура:
  • Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услуг
  • Это совокупность организаций, обслуживающих рыночную систему
  • К инфрас-ре отн-ся: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д.. 4. типы рынков
  • Местные
  • Региональные
  • Национальные
  • Межнациональные
  • Международные
  • По степени насыщенности товаров:
  • Дефицитный
  • Равновесный
  • Избыточный
  • По степени развития:
  • Развитый
  • Формирующийся
  • Рынок потребительских товаров (краткосрочный, длинноср.)
  • Рынок ср-в производства
  • Рынок услуг
  • Рынок духовных благ
  • Для функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренцияглавный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д.. К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деят-ти. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка.
  • Основные формы конкуренции:
  • Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка
  • Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия)
  • Монополия
  • На определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения: 1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы; 2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств).Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, умен. издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов. В конце 19 в. – в начале 20 в. монополии стали играть решающую роль в экономике, так как выпускают большую часть продукции. ТНК – международные монополии , т. образом монополия уничтожает конкуренцию. Монополия – результат конкурентной борьбы. На опр. этапе останавливается технический прогресс, монополия идёт по пути повышения цены. М – паразит, опасный элемент производства. Общество принимает антимонополистические законы, которые не уничтожают монополию, а ограничивают аппетиты монополий. М присутствует, и будет присутствовать всегда пока существует рыночное хозяйство. Ограничение М позволяет существовать мелкому и среднему бизнесу. Мелкий и средний бизнес – элементы эк-ки, т.к. наш работает большая часть занятых в производстве людей (менее автоматиз.). М и малый бизнес сосуществуют, так как М не может выпускать все виды продукции (автомобиль). Малый бизнес более гибок, учитывает раньше изменения потребностей покупателей.Олигополия
    Другие файлы:

    Моноплизм в экономике и его последствия
    Монополия в экономике - экономическая структура, обладающая рыночной властью. Сущность и основные признаки монополизма. Монополия и конкуренция как пр...

    Рынки земли и капиталов
    Основные типы рынка товаров и услуг. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Рынок к...

    Конкуренция и ее роль в рыночной экономике России
    Конкуренция в России. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция в рыночной экономике: совершенная, монополистическая, олигопо...

    Монополия и конкуренция в российской экономике

    Рынок: монополия и конкуренция
    Особенности свободной конкуренции, ее виды, классификация и экономическая роль. Монополия - захват крупным объединением подавляющей части рынка в целя...