Рынок и его структура Механизмы рынка
Рынок и его структура. Механизмы рынка.Тема посвящена анализу механизма функционирования рынка.Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов “большого” рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынки можно классифицировать по ряду признаков:1. По объектам купли-продажи различают:рынок товаров и услуг (общепринятым является разделение рынка товаров и услуг на потребительский рынок и рынок товаров и услуг производственного назначения);рынок ссудных капиталов и ценных бумаг (это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, ценных бумаг, акций, облигаций, векселей и т.п.);рынок труда или рабочей силы;валютный рынок.2. По субъектам купли-продажи:рынок покупателя (рынок, на котором предложение превышает спрос, что порождает конкуренцию между продавцами, борьбу за потребителя, стимулирующую интенсивное обновление продукции, повышение ее качества и т.п.);рынок продавца (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, что побуждает покупателя приобретать товар, не предъявляя особых требований к его .качеству, технико-экономическим характеристикам).3. По типу конкуренции:инструментами, необходимыми для исследования определяющих факторов и последствий изменения рыночных условий рынок совершенной конкуренции - множество продавцов однородной продукции и множество покупателей; ни один из субъектов купли-продажи не может воздействовать на рыночную цену;рынок несовершенной конкуренции - субъекты купли-продажи обладают той или иной степенью монопольной власти. По характеру и степени монополизации рынка со стороны производителя различают:рынок дифференцированной продукции (много производителей, но и много различий в однотипном товаре);олигополистический рынок (несколько, ограниченное число продавцов); рынок чистой монополии (один продавец - вся отрасль).По характеру и степени монопольной власти потребителя, выделяют:олигопсонию (несколько покупателей);монопсонию (один покупатель).4. По территориальному признаку:внутренние рынки (обусловленные особенностями территориально -административного деления);внешние (международные) рынки.5. По степени свободы или регулируемого управления:свободный рынок (рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, независимо от влияния каких-либо внешних факторов);регулируемый рынок (сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации).Процесс взаимодействия основных параметров рынка - спроса, предложения и цены - описывается с помощью специальной модели. Изучение базовой модели спроса и предложения позволяет овладеть основными.Спрос Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара.Объем спроса – это количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, или население в целом в единицу времени.Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:Где QDi - объем спроса на i-ый товар (i = 1,2,…,k);T - вкусы и предпочтения;P1,…,Pk - цены всех товаров, включая i-тый;I – денежный доход.Закон спроса – при снижении цены объем спроса растет (обратная зависимость между ценой и величиной спроса товара в течении определенного периода).В соответствии с законом спроса существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса, выражаемая графически в виде кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Изменение объема спроса демонстрируется движением вдоль данной кривой спроса в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях.Изменение спроса - сдвиг кривой спроса в ответ на изменение любого фактора, влияющего на объем спроса в ответ на изме...