Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Роль и историческое развитие потребительской кооперации

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
ВВЕДЕНИЕВо все времена человеческой истории людям было присуще стремление к объединению на коллективистских началах с целью удовлетворения их нужд и потребностей для нормального существования. По мере цивилизации общества, распространения просвещения и осуществления гражданских свобод радикальные слои общества объединялись в кооперативы на основе экономического интереса для борьбы с эксплуатацией, дороговизной жизни и нуждой. На такой основе рождались кооперативы в России, сначала на ее отдаленных окраинах, а затем и в центре, а также и за рубежом. Сложный путь прошла российская кооперация в своем развитии, но выжила и продолжает жить, решая стоящие перед ней социально-экономические задачи.Тема данной курсовой работы является актуальной на сегодняшний день потому, что для России любые формы кооперации имеют большое значение, поскольку в менталитете ее народа социальность (общинность) является одной из основных черт. Кооперация – институт малых форм хозяйствования, взаимной поддержки предпринимателей малого бизнеса. Кооперация в России пришла на смену общине именно потому, что она, не нарушая традиций и менталитета народа, способна решать не только экономические, но и социальные задачи.Рассмотреть роль и историческое предназначение потребительской кооперации в наше время – вот цель данной курсовой работы. Для ее осуществления необходимо решение задач:первая: показать, как развивалась потребительская кооперация России;вторая: проанализировать деятельность потребительской кооперации России в условиях глобализации и формирования рынков.Объектом изучения является потребительская кооперация в современных условиях, предметом исследования – рынки и торговые сети.ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ1.1 Дореволюционная потребительская кооперацияРазвитие потребительской кооперации России в период с 1831 по 1917 год. В истории развития потребительской кооперации дореволюционной России можно выделить три периода.Первый период с (1831 по 1860г.) характеризуется образованием докооперативных форм предприятий, потому что в это время еще не было предпосылок для создания потребительских кооперативов. Несмотря на то, что интеллигенция распространяла кооперативные идеи и знания, не было самого главного: людей, для которых кооперация была бы жизненно необходима.Прогрессивные общественные деятели того времени, анализируя пассивность населения по отношению к кооперативному движению, выделяли следующие причины: чрезвычайно низкая культура, отсутствие общественных навыков, опыта, вековое недоверие в народе к торговому делу и, главное отсутствие политической свободы, необходимой как воздух каждому общественному движению. В первый исторический период- предысторию кооперативного движения - была создана Большая артель декабристов (1831 г.) и несколько малоизвестных потребительских кооперативов. После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. в России стало развиваться кооперативное движение как массовое социально-экономическое движение трудящихся. Крестьянская реформа стала началом капиталистического периода развития России. С отменой крепостного права и развитием капитализма стали развиваться города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги, увеличивалась численность рабочего класса. В результате земельной реформы усилилось расслоение крестьян, увеличилось количество бедных крестьян. В этот период обострились проблемы по обеспечению населения продуктами питания и другими потребительскими товарами. Непомерная жадность купцов и мелких торговцев (лавочников), устанавливавших высокие цены на товары (служащих, рабочих, крестьян) создавать потребительские общества для защиты от торговой эксплуатации. Идейными вдохновителями, а часто и организаторами потребительских обществ были представители прогрессивной российской интеллигенции: писатели, профессора, врачи, учителя. Характерной особенностью второго периода является медленное развитие потребительской кооперации. Всего за 1861-1904 гг. возникло (по числу утвержденных уставов) 1604 потребительских общества. Из них свыше 40% обществ прекратили свою деятельность. На 1 января 1905 г. в России функционировало около 950 потребительских обществ. По социальному составу членов-пайщиков из 950 действовавших потребительских обществ на 1 января 1905 г.67% составляли сельские потребительские общества, 23,5%- зависимые фабрично-заводские и железнодорожные общества, 0,3%-независимые рабочие общества, 9,2%-всесословные и прочие потребительские общества. Следует отметить, что в конце XIX столетия были, созданы организационно-правовые предпосылки для развития потребительской кооперации. Потребительские общества стали объединяться в потребительские союзы. В 1897 г. правительство утвердило Нормальный (типовой) устав потребительского общества. Право утверждения кооперативных уставов было передано из ведения Министерства внутренних дел в Петербурге губернатору каждой губернии. Новый порядок утверждения уставов упростил и ускорил регистрацию потребительских обществ в регионах. В 1898 г. был организован первый Центральный союз, названный Московским союзом потребительских обществ (МСПО). Утверждение Нормального устава и создание МСПО способствовали росту потребительских союзов, укреплению единой системы потребительской кооперации России. Условия для развития потребительской кооперации в этот период изменились. С 1905 г. капиталистические отношения в России усилились. Коммерческие предприятия стали укрупняться как в сфере производства, так и в сфере торговли, в том числе в розничной торговле. Чтобы быть конкурентоспособными с коммерческими торговыми предприятия, потребительские общества также начали укрупняться: несколько потребительских обществ объединяли свое имущество и пайщиков и создавали одно крупное потребительское общество. Вновь образуемые потребительские общества представляли собой крупные предприятия. Например, в г. Москве было создано всесословное кооперативное общество потребителей под названием «Кооперация», которое объединяло 90 тыс. членов. Крупные потребительские общества создавались в России повсеместно. Третий период (с 1905 по 1917г.) характеризуется усиленным ростом потребительских обществ и их союзов, укреплением организационной структуры и социально-экономической деятельности потребительской кооперации. Рост численности бедного населения, искавшего защиту от эксплуатации в сфере торговли, способствовал увеличению потребительских обществ. На 1 января 1917 г. насчитывалось уже 23 500 потребительских обществ, т. е. за 12 лет их число увеличилось почти в 25 раз. Численность членов-пайщиков к этому времени достигла 6 млн. 800 тыс. человек. В условиях возрастающей конкуренции потребительские общества укрупнялись и объединялись в потребительские союзы. Важное значение для развития кооперативов имело создание в 1912 г. кооперативного Московского банка (МКБ), который осуществлял кредитование кооперативов на выгодных условиях. В этот период организации потребительской кооперации развивали розничную торговлю и другие отрасли, создавая многоотраслевое хозяйство. Развитие потребительской кооперации с февраля по октябрь 1917 г. происходило в обстановке все более обостряющегося продовольственного кризиса и расстройства хозяйственной жизни страны вследствие политической нестабильности и антинародной политики правительства. Таким образом, потребительская кооперация в дореволюционной России выполняла социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения [6, c 39 – 41].1.2 Потребительская кооперация в период советской власти(1917-1990 гг.)Развитие потребительской кооперации в советский период определялось конкретными условиями строительства социализма. В соответствии с декретом советской власти «О потребительских кооперативных организациях»...
Другие файлы:

Актуальные проблемы потребительской кооперации
Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации. Моделирование эталонного потребительского общества как ос...

Организационная структура потребительской кооперации, ее совершенствование
Потребительское общество как основа внутренней организационной структуры. Предмет деятельности Центросоюза. Роль Центросоюза в системе потребительской...

Кооперативная самобытность, развитие кооперации как социально ориентированной системы
Самобытность потребительской кооперации, ее природная двойственность. Аспекты социальной миссии. Усиление борьбы с бедностью в обществе. Проблема заня...

Идеологи и организаторы потребительской кооперации
Характеристика значения основных идеологов и организаторов российской потребительской кооперации в кооперативном движении. Взгляды Н.И. Зибера на заро...

Миссия потребительской кооперации
Содержание миссии (основного предназначения) потребительской кооперации: цели, задачи, конкретные преимущества. Кооператив как хозяйственное предприят...