Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Экономика на внутреннем водном транспорте

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
ВведениеВнутренний водный транспорт - вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное судоходство). По грузо- и пассажирообороту речной транспорт уступает автомобильному и железнодорожному транспорту.Крупные реки мира, пригодные для судоходства, имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железные дороги, но использование возможностей речного транспорта зависит от общего уровня экономического развития - наибольший грузооборот речного транспорта имеют США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Китай.Характеристика внутреннего водного транспортакак отрасли хозяйствования.Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории РФ. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км. Но в последнее время доля речного траспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.Строительство Беломоро-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, каскада гидроэлектростанций на Волге и Каме, ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала позволили создать единую глубоководную магистраль, соединившую Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское моря, получить выход в Средиземное море. На трассе Санкт-Петербург - Москва - Пермь - Астрахань - Ростов в полноводной период обеспечивается глубина до 4 метров, в меженный летний период - 330 -350 см. Этот водный путь соответствует международным стандартам, заложенным в Резолюции №30 основной рабочей группы ЕЭК ООН по внутреннему водному транспорту от 12 ноября 1992 года, касающейся классификации внутренних водных путей, и отнесен по этой классификации по шестому классу.1Для повышения надежности функционирования водных путей Правительством страны принята целевая Федеральная программа «Внутренние водные пути» на период 1996-2000 годы. Программой наряду с техническим перевооружением гидротехнических сооружений, флота, навигационного оборудования предусматривается значительный прирост перевозок грузов речным транспортом с восстановлением объёмов до уровня 1992 года.Особое место в системе перевозок по водным путям занимают суда смешанного плавания («река - море»). Более 30 лет суда флота Российской Федерации осуществляют перевозки внешнеторговых грузов в заграничном сообщении. Эти перевозки приобрели широкую популярность как в России, так и за рубежом и развивалась высокими темпами. В настоящее время судами смешанного плавания перевозится около 27 млн. т. внешнеторговых грузов. Из них 2,5 млн. т. внешнеторговых грузов ежегодно перевозятся в порты Финляндии и обратно, в том числе 500 тыс. т по Сайменскому каналу. В Каспийском регионе перевозки достигли 4 млн. т и имеют тенденцию к ежегодному увеличению за счет налаживания торговых отношений России с Ираном, перевозок нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркмении. Традиционными регионами работы судов смешанного плавания с выходом из внутренних водных путей и заходом на внутренние пути являются Балтийское море, Черноморско-Средиземноморский бассейн, страны Дальнего Востока. На заграничных перевозках работают около 700 судов этого типа общей грузоподъемностью 1,7 млн. т. 35 пароходств и судоходных российских компаний. Точно закрепились на внешнеторговом рыночном полигоне Северо - Западное пароходство (г.Санкт - Петербург), Беломоро - Онежское пароходство (г. Петрозаводск), «Волготанкер» (г.Самара), «Волго - флот» (г. Нижний Новгород), Волго -Донское пароходство (г. Ростов-на-Дону), Амурское речное пароходство (г. Хабаровск).Уверенно постигают законы рынка Московское (г. Москва), Северное (г.Архангельск), Иртышское (г. Омск) пароходства, Ленское объединение.Преимущества и недостатки водного транспортаНаличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.Основные преимущества:1) меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемогo двигателя в 6-7 раз ниже.2) нет габаритных ограничений3) неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов)4) незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию5) более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном6) производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.Недостатки водного транспорта:1) сравнительно невысокая скорость доставки2) дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают3) нерегулярность сообщения4) извилистость речных путей, что удлиняет в 3-3,5 раза путь по сравнению с другими линиямиВнутренний водный транспорт. Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании промышленных центров приречных районов.Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 1998г. составил всего 2,1%.Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых им функций.Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе 21 акционерная судоходная компания (речное пароходство). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краёв, областей и национальных округов. Протяжённость внутренних водных судоходных путей составляет 101 тыс. км, при этом на 70% их длины гарантируется определённая глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в результате строител...
Другие файлы:

Социально-экономические аспекты организации высокоэффективной системы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте
Современное состояние пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации. Особенности взаимодействия власти и бизнеса для соз...

Ответственность по договору перевозки и буксировки на внутреннем водном транспорте
Комплексный анализ и характеристика особенностей ответственности по договорам перевозки и буксировки на внутреннем водном транспорте, их нормативно-пр...

Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте

Особенности расследования краж, совершаемых на водном транспорте
Криминалистическая характеристика и способы краж, совершаемых на водном транспорте. Правовая практика и особенности возбуждения уголовных дел. Тактика...

Железнодорожные и воздушные перевозки
Ответственность перевозчика и грузоотправителя на воздушном транспорте. Акты, претензии и иски на внутреннем водном транспорте. Правовое регулирование...