Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса страны

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
ОглавлениеВведениеНа современном этапе развития экономики одной из наиболее важных задач является определение роли государства в народном хозяйстве. Государственное регулирование стало необходимой компонентой экономической модели по мере развития рыночного хозяйства и усложнения экономических и социальных проблем, которые не могли быть решены автоматически в условиях рынка. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, проблема занятости, нарушения в денежном обращении, усиление конкурентной борьбы - все это требовало от государств создания механизмов государственного регулирования. В условиях формирования рыночных отношений, связанных с глубокими социально-экономическими изменениями в российском обществе, исследование взаимодействия государства и экономики представляется важнейшей задачей, направленной на исправление следующих негативных явлений. Государственное регулирование определяется как объективными, так и субъективными факторами, причем в последнем случае важную роль играют не только воля и желание отдельных политических партий и личностей, но и выбор большинством населения страны хозяйственного и политического порядка. Исследователи различают несколько моделей государственного регулирования в современной экономике, исходя из различных условий экономико-политического характера, исторического формирования, географического положения и менталитета народа. В данной работе речь пойдет о государственном регулировании топливно-энергетического комплекса России. В основе анализа - исследование главных аспектов институционально-функционального и налогово-финансового механизмов. Топливно-энергетический комплекс является одним из главных компонентов любой цивилизации. Все современные достижения были бы невозможны без применения нефти, природного газа или угля. При этом необходимо обозначить два основных момента, сделавшие топливно-энергетический комплекс ареной борьбы различных политико-экономических интересов. Во-первых, добыча, переработка и реализация нефти, нефтепродуктов и газа в современном мире является крупнейшим, самым распространенным и лучше всего организованным видом предпринимательства. Во-вторых, транснациональные корпорации и государства стремятся использовать топливный сектор экономики для роста прибылей и решения на этой основе многих социально-экономических задач. В результате развития топливно-энергетического комплекса происходит эволюция предпринимательства, стратегического менеджмента, технологического прогресса, маркетинга, национальных экономик и всей мировой экономики в XX веке. Пока не будут найдены альтернативные источники энергии, топливно-энергетический комплекс будет оказывать решающее влияние на развитие мировой экономики. Ценовые колебания могут способствовать как экономическому росту, так и спаду. Нефть и природный газ дают богатство государствам, делая их центром притяжения инвестиций и доходов и наделяя дополнительными возможностями. Но в то же время эти растущие возможности могут быть реализованы как во благо населения страны, так и брошены на поддержание тоталитарной системы, как это случилось с нефтяными доходами бывшего СССР. Целью данной работы является анализ регулирования экономики нефтегазовой отрасли России.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
  • рассмотреть значение нефтегазового комплекса для экономики России;
  • выявить принципы государственного регулирования экономики сектора;
  • проанализировать опыт регулирования зарубежных стран;
  • выявить проблемы государственного регулирования экономики нефтегазового сектора России.
  • Объектом данной работы является нефтегазовый сектор, а предметом процесс государственного регулирования.Для более полного изучения материала работа была разделена три части, в первой главе последовательно изучается значение нефтегазового сектора, принципы и методы государственного регулирования в России. Во второй главе рассмотрен опыт регулирования сектора в таких странах, как США, Норвегия, в Европе. Третья глава посвящена выявлению узких мест государственного регулирования сектора и разработке предложений по сглаживанию проблем. Для решения поставленных задач, прежде всего, используется исследование и анализ литературы, периодической печати, изучение статистических данных, результатов исследования, сопоставлением различных точек зрения и их синтез.1. Регулирование экономики нефтегазовой отрасли в России1.2 Значение нефтегазового комплекса для страныНефтегазовый рынок России с точки зрения государственного регулирования рассматривается как составная часть топливно-энергетического комплекса со всеми внутренними взаимосвязями, и в качестве объекта исследования сочетает в себе различных по задачам участников – государство в лице уполномоченных органов, регулирующих и контролирующих ситуацию; организации, непосредственно осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, формирующие предложение; потребители нефти и нефтепродуктов (топлива, энергии в широком понимании), определяющие спрос.Нефтегазовый комплекс (НГК) занимает особе место в национальной экономике – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики, также как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти, газа и их переработки. Важнейшие показатели функционирования топливно-энергетических рынков, в том числе нефти и нефтепродуктов, входят в систему национальных счетов и отражают место рынка в формировании результативных показателей мирового и российского хозяйства.Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как в . рынок нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в . – 13%, в . – 16%, в 1997-1998 гг. – 22%, и в . нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов увеличилось за 1996-2006 гг., в частности автомобильного бензина – на 30,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 26,5%; дизельного топлива – на 43,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 30,5%; топочного мазута – на 1,2%, но за 2000-2006 гг. - на 23,0% с тенденцией к значительному снижению его потребления...
    Другие файлы:

    Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь
    Характеристика структурных элементов топливно-энергетического комплекса и электроэнергетики Республики Беларусь. Проблемы и перспективы развития топли...

    Налоговое администрирование деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса
    Правовые основы деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса и их место в налоговой системе России. Деятельность субъектов налогового а...

    Проблемы топливно-энергетического комплекса
    Распределение энергии в ее различных видах и формах. Понятие топливно-энергетического комплекса. Нефтяная, угольная и газовая промышленность. Основные...

    Топливно-энергетический комплекс Украины
    Значение и роль топливно-энергетического комплекса в системе производительных сил Украины. Территориально-отраслевая структура топливно-энергетическог...

    Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности (на примере ОАО "Нефтеавтоматика")
    Анализ состояния топливно–энергетического и нефтегазового комплекса России. Потенциал топливно-энергетических ресурсов и доля углеводородного сырья в...