Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Предприятие основное звено экономики

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
СодержаниеТема 1. Предприятие – основное звено экономикиТема 2. Предприятие и рынокТема 3. Кадры предприятияТема 4. Оплата труда работников предприятияТема 5. Планирование деятельности предприятияТема 6. Основные фонды предприятияТема 7. Оборотные средства предприятияТема 8. Материально-техническое обеспечение производства Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятияТема 10. Издержки производства и себестоимость продукцииТема 11. Управление предприятиемТема 12. Финансы предприятия Тема 13. Банкротство и санация предприятияТема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятияТема 1. Предприятие – основное звено экономики1. Каждое из этих определения можно считать правильным, но с определенных позиций. Наиболее точное и подробное определение предприятия - предприятие – это обособленное специализированное основное звено экономики, включающее профессиональный коллектив, использующий материальные ресурсы для изготовления и/или реализации продукции и получения прибыли. Однако в более узком смысле предприятие может обозначать производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская, магазин).Важнейшим признаком, отличающим предприятия от других хозяйственных звеньев, является его экономическая обособленность, которая проявляется в следующем:
  • в самостоятельном обороте стоимости средств производства, т. е. они должны приобретаться предприятием, использоваться и полностью возмещаться;
  • в собственной цели производства, т. е. – в получении прибыли;
  • в присвоении результатов производства.
  • 2. На процесс деятельности предприятия определенное влияние оказывает внешняя среда. При наиболее полном анализе, с учетом зарубежного опыта, внешнюю среду принято делить на две части:1) среда прямого воздействия, включающая:
  • центральные и местные органы власти – создают правовую базу для деятельности предприятия, осуществляют контроль;
  • потребители продукции – другие юридические и физические лица, определяющие количество, качество и вид производимой или реализуемой продукции (товаров), влияющие на ценообразование и обеспечивающие доход;
  • поставщики материальных ресурсов - другие юридические и физические лица, обеспечивающие деятельность предприятия по производству и реализации продукции путем поставок необходимых производственных материалов, энергии различных видов, оборудования и запасных частей, оказывающие услуги производственного характера – перевозки, погрузку, охрану и т.д.;
  • трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, обладающая необходимой квалификацией для работы на предприятии, основная часть производственных ресурсов предприятия;
  • конкуренты - другие юридические и физические лица, производящие или реализующие аналогичную или замещающую продукцию по отношению к продукции данного предприятия;
  • профсоюзы - общественные организации, выражающие интересы трудящихся и взаимодействуют с владельцами и администрацией предприятия в области оплаты и режима труда, осуществляющие контроль деятельности предприятия;
  • 2) среда косвенного воздействия, включающая следующее:
  • общее состояние экономики определяет финансовую, инвестиционную, кадровую и маркетинговую политику предприятия;
  • политические факторы (например, выборы) влияют на характер отношений предприятия с государственными органами власти и местного самоуправления, вызывают изменения нормативной и законодательной базы деятельности предприятия;
  • научно-технический прогресс постоянно регулирует уровень технологии, технического оснащения, качество и ассортимент производимой продукции;
  • социальные, культурные и экологические факторы формируют социальную, кадровую, природоохранную политику предприятия;
  • международные отношения косвенно влияют как на производство, так и на коммерческую и инвестиционную деятельность предприятия, так как международные отношения включают и международную торговлю, международное движение капиталов и т.д.
  • 3. По организационно-правовым формам выделяются:а) унитарные предприятия (государственные и муниципальные);б) хозяйственные товарищества и хозяйственные общества;в) производственные кооперативы.На основе организационно-экономического признака выделяются различные объединения предприятий. Исторически первые объединения предприятий – это были монопольные объединения в конце XIX и в начале XX века, когда в мировой экономике происходил процесс концентрации производства и централизации капитала. Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.Картель – это такое объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, которые входят в объединение, заключают соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены на товары, рынки сбыта и т. д.Картели наибольшее распространение получили в Германии, где к началу Второй Мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второй Мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран.Синдикат – это такое объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т. к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между этими участниками в области сбыта и закупок сырья.Синдикаты получили наибольшее распространение в начале XX века, и чаще вс...