Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Сущность и основные функции рынка

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
План.Введение
  • Сущность и основные функции рынка
  • Структура рынка: виды и сегментация
  • ЗаключениеСписок литературыВведение.В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.Актуальность выбранной мною темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Цель реферата – изучить содержание рынка, его типологию, структуру и функции.В соответствии с целью можно определить следующие задачи:1.Определить сущность рынка на основе рассмотрения подходов различных экономических школ.2.Охарактеризовать основные функции рынка;3.Изучить типологию рынка, его структуру.4.Сделать выводы.При решении поставленных задач были использованы следующие методы: сравнительный, логический, диалектический, исторический.Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы. В первом параграфе выявляется сущность рынка, его основные функции. Во втором параграфе рассмотрены вопросы, связанные со структурой рынка, его типологизацией. 1. Сущность и основные функции рынка.В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их институционально организованный и системообразующий элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений, в известной мере, объясняют становление и формирование товарного обращения и рынка. В то же время, рынок как самостоятельное явление представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе.В трудах А. Смита и Д. Рикардо понятие «рынок» не получило четкого определения, поскольку они относили его к внешним, поверхностным явлениям экономики, а потому использовали преимущественно при характеристике рыночного спроса.Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это — любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А. Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену. В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Американский экономист П. Хейне говорил, что рынок — это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов. Приведенные определения свидетельствуют о том, что их авторы исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т. е. не обращаются к изучению производственных, или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен и, таким образом, выявляется его важная функция. При этом не следует ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль новых предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты своего труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.Во-вт...
    Другие файлы:

    Рыночная инфраструктура: сущность, основные элементы, функции и роль в экономике
    Сущность и функции инфраструктуры, ее основные элементы. Система организаций и учреждений, обслуживающих и способствующих рыночным сделкам. Особенност...

    Рынок: структура и инфраструктура
    Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве. Основные направления развития рынка в переходной экономике России. Многокри...

    Рынок: содержание, типология, сущность и условия возникновения
    Эволюция взглядов на рынок. Процесс исторического развития товарного хозяйства. Понятие рынка, его сущность, основные функции, содержание, условия воз...

    Рынок труда и занятость
    Современные теории рынка труда. Функции, сущность, структура и особенности рынка труда. Формирование спроса на труд. Понятие занятости, ее социально-э...

    Рыночная система Республики Казахстан
    Рынок: сущность, функции. Понятие рыночной системы. Функции рынка. Частная собственность как основа рынка. Механизм рыночных отношений. Виды рынков. Т...