Сущность оптовой торговли
1.Сущность оптовой торговли1.1. Оптовая торговля: содержание, задачи, функцииТорговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей продажи.Становление в России рыночной системы хозяйствования расширяет роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдаются тенденции расширения «торговли сектора» экономики, что способствует объективным мировым процессам. Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Следовательно, торговля выражает собой экономические отношения, связанные с обменом товаров и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессом их реализации. В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе облика, а как отрасль – определенное место в системе отраслей народного хозяйства.Кроме того, торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций направленных на обслуживание процесса обмена.Как известно, различают оптовую и розничную торговлю. На практике возникает необходимость четкого определения понятия оптовой торговли и его отличий от розничной торговли. Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими лицами в случае, если приобретенные товарно-материальные ценности не относятся на себестоимость. В оптовой торговле используются договоры поставки, согласно которым поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Таким образом, с точки зрения ГК РФ вид торговли определяется в зависимости от использования или не использования предмета торговли в предпринимательских целях. Существует также определение оптовой торговли в налоговом законодательстве. Данное определение содержится в письме Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 года № 05-4-09/41 «О налоге на добавленную стоимость». Согласно этому письму «в состав оптового товарооборота включаются объемы продажи товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-бытовым, посредническим и другим организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи». Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что определения критерия оптовой торговли, данные гражданским и налоговым законодательствам, идентичны (хотя упомянутое письмо Госналогслужбы РФ не зарегистрировано в Минюсте и официально не публиковалось).Критериями отнесения торговли к оптовой не являются спосо оплаты товара и количество приобретаемого товара, а являются вид покупателя (юридического лица) и характер использования товара (для предпринимательских целей, т.е. в производстве или для перепродажи).Из этого следует, в частности, что мелкооптовая торговля с юридическими лицами может приравниваться к розничной, если товары приобретаются не для предпринимательских целей. Оптовая торговля является основным субъектом рынка промежуточных продавцов, которыми могут быть промышленные, оптовые и розничные предприятия, посреднические фирмы.Необходимость оптовой торговли вызывается:общественным разделением труда; наличием товарно-денежных отношений; узкой специализацией промышленных предприятий; потребностью в быстрой реализации изготовленного товара для возобновления процесса расширенного производства, доведения его до конечного потребителя. Наличие опта обусловлено также рядом причин финансового характера. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Кроме того, даже располагая достаточным капиталом, производитель (в условиях насыщенного рынка) скорее предпочитает направлять средства на развитее производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптового предприятия выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов и наличию у них специальных знаний и умений. И, кроме того, розничным предприятиям выгоднее широкий ассортимент покупать у одного продавца.Оптовые продавцы отличаются от розничных по ряду характеристик:Оптовые сделки, как правило, - крупные, торговая зона – большая; Оптовик мало уделяет внимания стимулированию сбыта, месту расположения своего предприятия, так как он имеет дело с профессиональными клиентами, а не с конечным потребителем; Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве. Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется следующими значительными тенденциями в экономике:ростом массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных конкретных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных потребителей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей. В соответствии с этим оптовая торговля выполняет следующие задачи:Направляет товарный поток от производителя к потребителю. Многие материальные блага приобретают рыночное значение лишь потому, что торговля доставляет их в нужное место. Принимает на себя хранение запасов, необходимых для своевременного обеспечения поставок покупателям при изменяющемся спросе. Перекрывает временной разрыв между производителем и потребителем. Такие сельскохозяйственные продукты, как зерно, сахарная свекла, картофель, закупаются в период сбора урожая и складируются до момента появления спроса. Это позволяет регулировать дефицит и излишки, и избегать значительных колебаний цен. Побуждает новый спрос. Даже технически сложное изделие приобретает экономическую ценность лишь тогда, когда на него есть покупатель. В значительной мере эту задачу принимает на себя торговля. Побуждает приспосабливаться к изменениям спроса. Торговля наблюдает за изменениями спроса и побуждает производителя к выпуску соответствующих товаров. «Торговля рождает перемены». Обслуживает и дает советы.
Другие файлы:
Оптовая торовля Сущность оптовой торговли и перспективы её развития. Транзитная и складская формы оптовой торговли. Коммерческая работа по продаже товаров на предприя... Организация оптовой торговли Оптовая торговля как часть потребительского рынка, ее значение и функции. Виды предприятий оптовой торговли. Маркетинговое решение оптовика. Анализ ор... Оптовые и розничные торговли Критерии отбора посредников в избирательном сбыте. Основные функции, выполняемые оптовой торговлей. Понятие и сущность мерчендайзинга. Сущность и функ... Оптовая торговля в России Проблемы и перспективы развития оптовой торговли в Российской Федерации, ее задачи и функции. Особенности организации и функционирования оптовой торго... Формы и задачи оптовой торговли, прямая и косвенная реализация товаров Классификация оптовой торговли. Накопление и хранение товарных запасов. Региональные и отраслевые рынки. Формы и задачи оптовой торговли. Прямая и кос...
|