Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Региональная и муниципальная специфика функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг в период реформ

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Содержание1. Особенности функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг территорий2. Трансформация системы финансирования предприятий и организаций ЖКХ и ее территориальная дифференциацияБиблиографический список1. Особенности функционирования и реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг территорийРеформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) осущест-вляется в России с 1993 г. с целью перевода отрасли на рыночные принципы функционирования. Основными задачами реформы жилищно-коммунального хозяйства согласно принятой Концепции изначально явля-лись: разграничение прав владения и управления жилищно-коммунальной собственностью; создание рынка жилья за счет приватизации и изменения структуры жилищного фонда по формам собственности; введение дого-ворных отношений в сфере эксплуатации и ремонта жилья и объектов коммунальной инфраструктуры; переход ЖКХ в режим бездотационного функционирования путем поэтапного повышения платежей граждан за жилье и коммунальные услуги при обеспечении социальной защиты малообеспеченных групп населения; структурная перестройка управления жилищно-коммунальным хозяйством. Преобразования в сфере ЖКХ, возможно, самый важный и сложный участок проводимых экономических реформ, где особенно остро вступают в противоречие рыночные и административные подходы, где необходимо, но трудно найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной необходимостью.Регионы определяют специфические особенности реформы жилищно-коммунального хозяйства. Лавровский, исследуя специфику региональной асимметрии в Российской Федерации, пишет: «…интересы государства, формирующего и реализующего национальные цели и задачи, … не могут быть расчленены по отдельным территориальным образованиям» [4, с. 526]. Но далее автор отмечает: «…вместе с тем национальная экономическая политика неотделима от инициатив региональных правительств и … чем глубже и разностороннее представлены ресурсные, технологические и инновационные возможности развития территории, тем выше может быть эффективность национальной экономики».С началом реализации реформы ЖКХ центр тяжести переместился на региональный и местный уровни – субъектов РФ и местного самоуправления. Ни одна другая отрасль не связана столь тесно с территориальным фактором и социально-экономическими условиями, существующими в конкретных местах расселения людей, как жилищно-коммунальное хозяйство.Большая часть основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, в связи с чем вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Такая ситуация предопределяет значительное разнообразие нормативно-правовой базы в регионах. Региональные различия могут проявляться также в темпах перевода отрасли на самофинансирование, в специфике тарифной и социальной политики в этой сфере.В регионах сложились различные схемы административного управления отраслью, начиная от жесткой вертикальной схемы управления и финансирования в пределах региона и заканчивая ситуацией, когда муниципальные образования имеют полную самостоятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. «Одним из факторов, оказавших отрицательное влияние на социально-экономическое положение муниципальных образований и не исчерпавшим свое негативное воздействие и сегодня, стала передача объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры с баланса предприятий на баланс муниципальных образований» [4, c. 15]. До 1991 г. доминирующая доля в жилищном фонде приходилась на государственную собственность (абсолютно преобладавшую в крупных городах). Удельный вес государственного жилищного фонда в целом по стране составлял 67 % всего жилищного фонда, 79 % городского жилищного фонда, а в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск – от 80 до 90 %. В состав государственного жилищного фонда входил жилищный фонд, находящийся в введении предприятий, учреждений и органов государственного управления. Причем последний составлял большую часть государственного жилищного фонда – 60 %. В течение длительного времени существовал запрет на индивидуальное жилищное строительство в городах с населением более 100 тыс. человек. Жилищные кооперативы составляли незначительную часть жилищного фонда.Начатая с 1992 г. передача ведомственных объектов ЖКХ (жилищ-ного фонда, коммунальной инфраструктуры) в муниципальную собственность была вызвана проведением государственной политики по снижению непроизводственных затрат отечественных товаропроизводителей, обусловленная сокращением возможностей по финансированию этих объектов со стороны ведомств в результате резкого ухудшения финансового положения ведомственных предприятий и организаций. В ходе муниципализации ведомственные объекты ЖКХ и социальной сферы попросту «сбрасывались» в муниципальную собственность без материальной базы, профессионального кадрового обеспечения, с долгами за потребленные жилищно-коммунальные услуги, практически при полном отсутствии бюджетного финансирования на эти цели.С 1991 по 2000 гг. для компенсации возрастающих затрат на содержание переданного в муниципальную собственность жилья из федерального бюджета было выделено 76,0 млрд руб. (табл. 1). До предприятий ЖКХ дошло не более 10 % этой суммы. Большая часть выделенных из федерального бюджета средств на передачу ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность была использована администрациями субъектов РФ и муниципальных образований на погашение бюджетных ссуд для выплаты заработной платы бюджетникам и долгов перед РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» за потребленные регионами топливно-энергетические ресурсы. Таблица 1Финансирование расходов по передаче ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность *Муниципализация ведомственного жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры имела противоречивые последствия. С одной стороны, передача жилищного фонда в муниципальную собственность позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на содержание жилья, с другой – потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ (инженерных сетей), хозяйственное или оперативное управление, по которым было закреплено за ведомственными предприятиями и учреждениями. При этом качество обслуживания и эксплуатации переданного жилищного фонда зачастую становилось хуже, чем до момента его передачи.Муниципализация жилищно-коммунальной сферы происходила в тот период, когда эта отрасль продолжала оставаться дотационной. На фоне затяжного общеэкономического кризиса 90-х гг., вызванного переходом от административно-командных к новым, рыночным методам хозяйствования, в особенно сложное социально-экономическое положение попали малые города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. «В наибольшей степени пострадали города центральной части России, в которых преобладали предприятия легкой промышленности, значительная часть “угольных” городов, поселений, связанных с лесозаготовкой и деревообработкой, большинство северных городов» [4, с. 16].Муниципалитеты не имели ни финансовых, ни организационных возможностей к дальнейшему поддержанию жизнеспособности передаваемых в муниципальную собственность объектов ЖКХ. Ставка, сделанная Правительством РФ на форсированный переход к бездотационному функционированию предприятий ЖКХ путем повышения платежей потребителей до полного возмещения стоимости услуг, не способствовала созданию механизмов, гарантирующих достаточность средств муниципальных бюджетов для выполнения обязательств по финансированию предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг в части, не покрываемой платежами потребителей.
Другие файлы:

Роль и значение субсидии на оплату жилищно-коммунальных
Реформирование жилищного и жилищно-коммунального хозяйства является объективной необходимостью. В то же время все реформы в данной отрасли весьма боле...

Анализ объёма и структуры платных услуг населению в области жилищно-коммунального хозяйства за последние 5 лет (на основе статистических сборников)
Понятие жилищно-коммунальных услуг как комплекса взаимоотношений, связанных с осуществлением эксплуатации жилища с наполнением его коммунальными услуг...

Организационно-экономический механизм управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наукЦелью диссертационной работы является исследование методических и методологических...

Теоретические основы функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг
Сфера жилищно-коммунальных услуг представляет собой одну из важнейших отраслей в государственной инфраструктуре. Оставаясь одним из нерыночных секторо...

Стратегия государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг и ее инструментарий на муниципальном уровне
Создание стабильных условий для функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг невозможно без формирования адекватной тарифной политики...