Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственное регулирование национальной экономики

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованиюРоссийской федерацииРоссийский ГосударственныйТоргово-Экономический УниверситетКраснодарский филиалКурсовая работаПо дисциплине "Экономическая теория"на тему: "Государственное регулирование национальной экономики"Выполнила студентка:Бреева Ю.М.Научный руководитель:Кандидат экономических наукДоцент Пензин В.А.Краснодар 2010.План1. Государство как субъект экономики2. Объекты и методы государственного регулирования2.1 Объекты ГРЭ2.2 Методы государственного регулирования3. Основные теоретические концепции государственного регулирования3.1 Кейнсианская концепция3.2 Концепция монетаризма4. Основные направления деятельности государственного регулирования современной российской экономикиЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРА1. Государство как экономический субъектСовременная высокоразвитая экономика является многосубъектной. В ней действует огромное количество, как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную, все более возрастающую, роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного, национального, богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.Однако государство не сразу стало таким специфическим экономическим субъектом. Процесс превращения в регулирующий субъект довольно длителен. Первоначально участие государства в экономической жизни фактически сводилось к сбору налогов. Но по мере усложнения системы экономических отношений государство превратилось в субъект вырабатывающий рамки действий экономических субъектов по средствам законодательных актов и других правовых ограничений. Однако выполнение вышеотмеченных функций еще не дает оснований утверждать, что государство становится экономическим субъектом. Такие возможности возникают в связи со становлением капитала-монополии и необходимостью защиты института конкуренции от разрушающего воздействия монополистической силы на рынке.Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. Такое положение вещей в целом негативно сказывается и на общей хозяйственной ситуации, создавая узлы трудноразрешимых в рамках рынка противоречий.Преодолевать данные противоречия и призвано государство, превратившееся в регулирующий экономический субъект. Государство в лице правительства превращается в мощного субъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользу структурно-больных отраслей хозяйства за счет прогрессивного налогообложения капиталов-монополий.Отличительными чертами государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов являются его регулирующая функция и возможность воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.Приведем простой пример: изменилась (снизилась) ставка налога на прибыль. Очевидно, что этот информационный импульс не останется без внимания со стороны предприятий, фирм (производителей в целом), которые воспримут его как снижение собственных издержек и возрастание прибыли при прочих равных условиях. Такое изменение ситуации подтолкнет их к корректировке производственных программ в сторону увеличения производства, в результате чего общее производство в стране должно возрасти (возрастает и ВВП в конечном итоге).где Тр – ставка налога на прибыль, Тс – издержки производства, Р – прибыль, Q – объем производства фирмы, GDP – ВВП.Понятно, что при постановке цели изменить динамику производства на положительную (например, на стадии кризиса) государство вполне может пользоваться снижением ставок налогов на прибыль. Очевидно, что на стадии подъема необходимо действовать в противоположном направлении.2. Объекты и методы государственного регулирования экономики2.1 Объекты ГРЭГосударственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов. Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики. Но в последнее десятилетие спектр объектов заметно расширился. Объектами ГРЭ стали так же общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты. Государство берет на себя производство общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды. К основным объектам государственного регулирования относятся структура экономики во всех ее аспектах: региональном, отраслевом, секторальном, воспроизводственном. Экономические циклы; формы собственности; ма...
Другие файлы:

Государственное регулирование национальной экономики
Направления и инструменты государственного регулирования национальной экономики. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики. Проблемы...

Государственное регулирование в Российской Федерации
Государственное регулирование внешних эффектов и потребления общественных товаров. Обеспечение экономики нужным количеством денег. Удовлетворение треб...

Государственное регулирование экономики и его эффективность
Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики, понятие и принципы реализации данного процесса, его цели, субъекты и объекты. Перспектив...

Государственное регулирование экономики, его средства и методы
Государственное регулирование экономики: понятие, цели, задачи, формы, методы, средства. Экономическое прогнозирование и программирование. Границы вме...

Государственное регулирование экономики
Этапы развитие концепции государственного регулирования экономики. Стимулирование внешнеэкономической деятельности. Анализ применения государственного...