Система цен
РЕФЕРАТпо курсу «Финансы и кредит»по теме: «Система цен»1. Цена как категория рыночного хозяйстваПри рыночном ценообразовании можно выделить две следующих основных метода ценообразования: ориентацию на затраты и заданную (желательную для продавца) прибыль или ориентацию на цены основных конкурентов или одного конкурента-лидера. Первый метод получил название затратного, второй – административного.Затратный метод использует информацию о полных, прямых, усредненных, стандартных и предельных издержках, административный учитывает политику целевой цены (целевой нормы прибыли).В некоторых случаях ценовая дискриминация делается в зависимости от места продажи, например, от категории и престижности магазина. Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночная цена не является независимой переменной, её значение зависит от многих факторов, в первую очередь, от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики.Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства; обеспечение экономической безопасности страны; защита отечественного товаропроизводителя; защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости; создание условий для нормальной конкуренции; государственное влияние на деятельность предприятий монополистов; ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства; поддержание ценовых пропорций. В области государственного регулирования цен различают прямое и косвенное регулирование.К методам прямого регулирования цен (тарифов) относятся: 1) установление фиксированных цен (тарифов) на товары (услуги);2) установление предельных минимальных или максимальных цен (тарифов) на товары ( услуги); 3) индексация; 4) установление коэффициентов к действующим ценам (тарифам) на товары (услуги) или пределов (коэффициентов) изменения цен; 5) заключение соглашений об уровнях либо пределах изменения цен (тарифов) между органами, регулирующими цены (тарифы), и субъектами ценового регулирования (в тех случаях, когда заключение таких соглашений не противоречит законодательству о конкуренции и ограничении монопольной деятельности);6) увязка уровня и динамики цен (тарифов) с материальными балансами производства и реализации отдельных видов товаров (услуг);7) введение временного (полного или частичного) моратория на изменение цен (тарифов); 8) установление фиксированных или предельных наценок (скидок) к ценам (тарифам) на товары (услуги), т.е. предельного уровня рентабельности.Методы прямого регулирования применяются только в отношении товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию на федеральном и региональном уровне.Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.К методам косвенного регулирования цен (тарифов) относятся: 1) установление единых правил калькулирования расходов, формирования цен (тарифов);2) регистрация цен (тарифов);3) установление предельного уровня (норматива) рентабельности; 4) введение обязательного предварительного декларирования цен (тарифов);5) уведомление о предстоящем изменении цен (тарифов);6) установление фиксированных или предельных соотношений стоимости сырья и выработанной из него продукции;7) ограничение участие перепродавцов в обороте товара; 8) установление количественных ограничений во внешней торговле (экспорте или импорте).В РФ на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством. В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.2. С...