Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Предприятие (фирма) как основная структурная единица предпринимательства

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
РЕФЕРАТпо курсу «Экономическая теория»по теме: «Предприятие (фирма) как основная структурная единицапредпринимательства»1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономикеВ рыночной экономике соединение факторов производства для создания товаров и услуг осуществляется в основном посредством предпринимательской деятельности. Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в неоклассической теории ее выделяют в качестве самостоятельного фактора производства в силу особой значимости. Рыночную экономику называют «экономикой свободного предпринимательства», поскольку свободное предпринимательство выступает одним из ее определяющих признаков. Предприниматели во всем мире играют ведущую роль. Их усилия, личная энергия и капитал, умение организовать свой труд и деятельность коллективов работников способствуют росту общественного богатства.Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.Фундаментальные представления о предпринимательстве были заложены в трудах экономистов-мыслителей XVIII—XIX вв. Одним из первых понятие «предпринимательство» разработал английский экономист Р. Кантильон, считавший предпринимателем человека, действующего в условиях риска (1725). Он впервые выдвинул тезис о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неожиданности исхода экономической деятельности.Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он характеризовал предпринимателя как собственника капитала, идущего на экономический риск ради достижения коммерческой идеи и получения прибыли. В частности, ученый обращал внимание на два важных условия деятельности предпринимателя: 1) у него должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях.Большой интерес представляет толкование предпринимательства французским экономистом Ж.Б. Сэем. В «Трактате политической экономии» (1803) он определил предпринимательскую деятельность как соединение трех факторов производства - земли, труда и капитала с целью получения наивысших результатов. Предприниматель, отмечал Сэй, — это экономический агент, который комбинирует факторы производства, «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход).Приведенные в трудах классиков мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их реализация потребителям с учетом спроса - можно рассматривать как основы нынешнего понимания сущности предпринимательства.На рубеже XIX—XX вв. экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый - организацию.Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства внес Й. Шумпетер. В работе «Теория экономического развития» (1912) он дал фактору «организация» современное его название — предпринимательство; назвал предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации. Предложенная Шумпетером идея творческого предпринимателя является и поныне наиболее распространенным определением сути предпринимательства.По мнению ученого, предпринимательство не является профессией, не есть какой-либо особый вид хозяйствования. Практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской.Шумпетер разработал теорию предпринимательской прибыли. Соглашаясь с прежними утверждениями политэкономов, что предпринимательская прибыль представляет собой разницу между доходами и затратами предприятия, он под затратами понимает все расходы предпринимателя, прямо или косвенно связанные с производством. В них входит и соответствующее вознаграждение предпринимателя за его труд, рента с принадлежащего ему земельного участка и, наконец, премия за риск. В понимании Шумпетера, по своей сути предпринимательская прибыль есть результат осуществления новых комбинаций. Стремление к получению предпринимательской прибыли путем новой комбинации факторов производства является важным условием экономического развития.Идеи Шумпетера развивают современные западные и отечественные ученые. Так, П. Друкер считает предпринимателем только того, кто создает новый рынок, формирует новых покупателей. Он вводит в научный оборот такие термины, как предпринимательская экономика, предпринимательское общество, предпринимательское управление.Ф. Хайек сущность предпринимательства сводит к поиску и изучению новых экономических возможностей к характеристике поведения.Определенный интерес представляет точка зрения российского экономиста А.В. Бусыгина, трактующего предпринимательство как искусство ведения деловой активности, как мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования.Предпринимательство есть разновидность экономической активности. Последняя стимулируется потребностями в продуктах труда. Предпринимательство и бизнес — близкие понятия, однако между ними имеется существенная разница. Бизнес — это дело, любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду. В этом смысле афера — тоже бизнес.Но не каждый бизнесмен может быть назван в полной мере предпринимателем. Им нельзя считать, к примеру, владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар или предоставляет одни и те же услуги. В данном случае он, по-видимому, занимается не предпринимательской, а репродуктивной (повторяющейся) деятельностью, воспроизводя одни и те же результаты традиционными способами.Хотя в обыденной жизни предпринимателями называют всех, кто занят бизнесом, в научном смысле ими являются только те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым характером, преодолением старых стереотипов и границ. Предприниматель изначально занимается творческой, продуктивной (неповторяющейся) деятельностью, ищет и осваивает новые рынки, товары и услуги, финансовые и материальные ресурсы, постоянно генерирует новые идеи.Итак, предпринимательство — это инициативная, самостоятельная новаторская деятельностью хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем (и тем самым удовлетворение потребностей конкретных потребителей и общества в товарах), на получение .прибыли или личного дохода. Осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность за результаты и последствия своей деятельности.В современной западной экономической литературе под предпринимательством, как правило, понимается особый новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, опирающийся на поиск новых возможностей, на инновации, на умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из различных источников.В экономической теории понятие «предприниматель» долгое время ассоциировалось с понятием «собственник» и «капиталист». В дальнейшем в теории и практике хозяйствования утверждается мысль о том, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи.Предприниматель может быть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов, например, — применять заемный капитал. В то же время собственник м...
Другие файлы:

Организационно-правовые формы фирм в России
Предпринимательство – особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самос...

Предприятие в рыночной экономике
Предприятие - главная экономическая единица конъюнктуры рынка. Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе. Система управл...

Строение клетки
Клетка как элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица растительного и животного организмов, способная к самообновлению,...

Украина - Виды предприятий и предпринимательств
Этапы развития предпринимательства. Сущность и функции предпринимательства. Виды предпринимательства. Объективная основа выделения видов предпринимате...

Языки и символы культуры, культурные коды
Семиотическая функция культуры. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. Язык как средство овладения национальной культурой. Знаковые системы...