Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Предпринимательство в современной России

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеБизнес-слой российского общества.Особые черты наших бизнесменовОбраз наших бизнесменовКланы и группировкиЗаключениеСписок использованной литературы:ВведениеСуществование предпринимателей и предпринимательства – объективная реальность сегодняшнего дня. Не вызывает сомнения, что предприниматели - это наиболее активная и мобильная часть общества. Но можно ли говорить о предпринимателях как о сформировавшейся, устоявшейся и достаточно однородной профессиональной группе? Реальные условия конкретного бизнеса, его размер создают свой социально-психологический тип предпринимателя, особенности его социально-профессиональных характеристик. Само становление профессии предприниматель происходило на протяжении длительного времени, прежде чем приобрело современный облик. В отечественной и зарубежной литературе нет единства в трактовке современного предпринимательства, мотивов деятельности предпринимателей, особенностям их социально-психологических качеств. Споры, в основном, ведутся вокруг отличительных и социально значимых черт предпринимателей. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой отличительным признаком предпринимательства выступает его инновационный характер. Бизнес-слой российского обществаПо мнению Т.И. Заславской, необходимо различать предпринимательство в узком и широком смыслах; она предлагает к собственно предпринимателям (в узком смысле) относить ядро группы, отвечающее всем базовым признакам предпринимательства. Для определения более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, она вводит новый термин «бизнес-слой» как родовое понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых бизнесом, начиная с собственников предприятий, банков и фирм, кончая наёмными работниками. По данным исследования « Мониторинга экономических и социальных перемен в России», проведённого ВЦИОМ и Интерцентром с марта по декабрь 1993г. и охватившего 2354 работника, бизнес-слой хотя и различен, не однороден, но достаточно многочислен – 11,5% всего работающего населения.Бизнес-слой можно определить как совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. Это широкий круг лиц, причастных к предпринимательской деятельности, узкий сегмент которого, или «ядро», составляют предприниматели в собственном значении слова.Так называемый бизнес-слой неоднороден по своему составу и охватывает, по данным мониторинга ВЦИОМ, 11,5% экономически активного населения России. Он распадается на ряд групп:
  • собственно предприниматели (11%)
  • самозанятые (11%)
  • бизнесмены – менеджеры (7%)
  • менеджеры – совладельцы (7%)
  • «классические менеджеры» (18%)
  • полупредприниматели (46%)
  • Полупредприниматели, занимающиеся предпринимательством лишь часть времени, составляющие около половины бизнес-слоя, а другую – работающие по найму работают 71% занятых бизнесом. Большинство бизнес-слоя еще не выделилось из категории работников наемного труда. А собственно предпринимательское ядро, отвечающее общепринятым представлениям, составляет всего 1 – 1, 5% экономически активного населения.Конституирующими признаками предпринимательства выступают деятельность, направленная на получение прибыли; свобода и автономность экономических решений; самостоятельный характер деятельности, выражающийся в личном риске и личной ответственности. Предприниматели как самостоятельная социальная группа российского общества операционализируются по критериям социальной стратификации: политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций), экономический потенциал (масштаб собственности), а также социокультурный потенциал (уровень образования, квалификации и т. д.).Предприниматели – это собственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.Хотя менеджеры и предприниматели из одной и той же породы людей, между ними есть различия, наложенные характером работы: первые трудятся в организации, а вторые – на свободном рынке. Оказалось, что поведение менеджеров – это чаще всего приспособление к старому, а предпринимателей – его изменение.Менеджер – это человек, вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил. Напротив, предприниматель, как всякий новатор, предпочитает вносить разнообразие.Исследования свидетельствуют, что выходцы из семей бизнесменов имеют больше шансов открыть собственное дело. И неважно, удачным или неудачным был бизнес родителей. И неважно, удачным или неудачным был бизнес родителей. Главное – передать любовь к своему делу и первоначальные навыки. Правда, этим мир бизнеса не отличается от других профессий, особенно интеллигентных, где преемственность поколений и трудовые династии также играют определяющую роль.Исследование, проведенное Институтом социологии РАН в 1986 – 1993 гг., свидетельствует, что в качестве социальной базы формирования прослойки предпринимателей выступают три группы. Первая – управленцы. Их переход в предприниматели логичен. И в советское время, и ныне управленцы являлись и являются одной из наиболее влиятельных социальных групп. Именно они распоряжаются материальными и другими ресурсами российского общества. Не удивительно, что бюрократический класс оказался в выигрыше от набирающего силу процесса приватизации. В их руках – не только материальные ресурсы, но и ресурс, всегда являвшийся в России одним из самых значимых, а именно – полезные социальные связи. При отсутствии стабильных правовых норм и правоохранительного контроля эти связи становятся основным гарантом любой предпринимательской деятельности, базой, на которой в значительной мере развивается частный сектор. Вторая группа – специалисты. Их переход в предпринимательский класс обычно сопряжен с сокращением финансирования бюджетных организаций. Третьим источником пополнения предпринимателей стали те, кто окончил институт или техникум. Исследования показывают, что среди молодых людей процесс социального расслоения нарастает быстрее, чем в обществе в целом.Возвращаясь к попытке выделить наш бизнес-слой, обратимся к самому очевидному его участнику - так называемому директору предприятия, или говоря несоветским языком, топ - менеджеру или senior executive. Среди них также наблюдается значительное расслоение. Грубо очерчивая его границы, можно разделить директоров на 4 типа:
  • Очень предприимчивые господа, они поставили доставшиеся им в наследство от советской системы предприятия на новые рельсы, модернизировали и сделали весьма конкурентоспособными в новых рыночных условиях;
  • Те, что разбогатели, "утопив" свои предприятия и "слив" их основные активы в аффинированные структуры (родственники, друзья, партнеры). Как правило, сами предприятия фактически стоят, либо вообще объявлены банкротами и закрыты;
  • "Красные директора", которые и не обогатились, и не сумели поднять...
  • Другие файлы:

    История бизнеса в России
    Предпринимательство на Руси до XV века. Развитие российского предпринимательства периода XV-XIX веков. Бизнес в России дореволюционного периода и в пе...

    Особенности современного предпринимательства в России
    Рыночная экономика в России. Механизм и функции рынка, государство и рыночная экономика. Государственное предпринимательство как метод регулирования э...

    Предпринимательство в современной России. Теория и практика
    Предпринимательство, как явление российской общественной жизни, привлекло к себе внимание еще в XVII веке, а основные этапы развития отечественного пр...

    Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России
    Предпринимательство как специфический вид хозяйственной деятельности. Акционерные общества как форма организации бизнеса. Индивидуальные предприятия,...

    Предпринимательство и бизнес в России
    Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распрост...