Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Особенности государственного регулирования сферы обращения

Тип: контрольная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯПредставительство в г.УфеКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплинеОрганизация торгового делаНа темуОсобенности государственного регулирования сферы обращенияВыполнил: студент(ка)Денисова А.В.Москва 20101. Государственное регулирование сферы обращенияРыночная экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики. Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:• регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;• регулирование пропорций воспроизводства — структурного развития экономики;• разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей, или направлений;• установление социальных, гуманитарных, экологических норм;• нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;• введение стандартов качества продукции и услуг;• определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы.Существуют следующие методы государственного регулирования рынка:• правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.);• финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);• социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.).Перечисленные методы можно разделить на:• прямые (общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственный заказ);• косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и др.).Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни или демократическим институтам, представляющим интересы различных объединений граждан.2. Экономические методы регулирования товарного обращенияАнализ сложившихся структур сферы товарного обращения показал, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятии оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса они не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом. Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходе осуществления экономических реформ, оказали негативное влияние на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков. Эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечение социальных приоритетов с точки зрения общественного развития могут быть достигнуты путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму. Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управления включительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется следующими факторами:• отсутствие адекватного рыночного механизма при ликвидации системы централизованного доведения товаров до потребителей;• различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения;• значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;• требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза из стран СНГ и по импорту;• незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и по ассортименту.Существуют экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов. Непосредственная форма воздействия связана с определением некоторых элементов рынка. В настоящее время это касается в основном формирования товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса). Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением. В соответствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28 мая . для осуществления деятельности по образованию федеральных продовольственных фондов Указом Президента и постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются объемы и ассортимент поставок продовольствия; министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госзаказчика, а также категории потребителей. Указанные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей воен...
Другие файлы:

Особенности государственного регулирования сферы культуры
Теоретические аспекты исследования культуры как государственной услуги. Ее место и роль в социально–экономическом развитии общества. Формы государстве...

Основные направления государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
Роль государства в управлении развитием фармацевтической промышленности. Концепции, правовые аспекты и структура государственного регулирования в сфер...

Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства
Понятие, сущность, функции, основные методы, инструментарий и модели государственного регулирования. Сфера городского хозяйства. Механизмы государстве...

Современные направления государственного регулирования
Теоретические аспекты государственного регулирования. Состав финансовой системы Российской Федерации. Особенности реализации государственной политики...

Проблемы регулирования денежного обращения Центральным Банком РФ
Понятие и закон денежного обращения, проблемы его регулирования. Особенности наличного и безналичного денежного обращения. Процентные ставки по операц...