Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Меркантелистическая школа

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
ВведениеВытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма или меркантилистской системы.Наряду с этим следует отметить, что в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию».Вместе с тем эти и другие положения меркантилистской школы в экономической литературе традиционно характеризуют с учетом двух этапов в ее развитии — раннего и позднего. Такое деление на этапы обусловлено различиями в видении ранних и поздних меркантилистов путей достижения активного торгового баланса, о чем и последует речь далее.Предмет и метод меркантилистской школы экономической мыслиПонятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников предпринимателей и наемных работников.По оценке Н.Д. Кондратьева, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом мировоззренческими принципами меркантилистов, как-то:1) золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;6) рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предопределила объективную невозможность политики свободной конкуренции. Это, в частности, проявилось в сохранении во Франции ремесленных цехов и феодальных привилегий вплоть до 1790 г. В Англии же только в 1813—1814 гг. был аннулирован Статут о ремесленниках и лишь в 1834 г. был отменен елизаветинский Закон о бедных.Тем не менее ярко выраженная протекционистская экономическая политика государственной власти времен меркантилизма, которая нацелена (ради приумножения денежного богатства) на превышение экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо), кардинально изменила роль торгового капитала в экономике. Дело в том, что при меркантилизме именно благодаря непосредственному участию купцов в национальной промышленности последняя стала развиваться на коммерческой основе и постепенно перешла под их контроль. Подобное стало возможным еще и потому, пишет К. Поланьи, что купец «знал рынок, знал объем и качество существующего спроса, он мог, наконец, обеспечивать поставки... товаров, которые использовались в надомном производстве... но так как дорогое оборудование еще не существовало, то купец особенно ничем не рисковал, беря на себя ответственность за производство». Вот почему вплоть до конца XVIII в. промышленное производство в Западной Европе оставалось простым придатком торговли.Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в доиндустриальной экономике меркантилизма еще отсутствовали проблемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в теориях меркантилистов преобладали представления о неэластичности спроса и целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала и одобрения общественных работ, а также предубеждение, будто только политика «разори соседа» обогатит нацию.Таким образом, меркантилизм как первая школа экономической мысли периода зарождающихся рыночных экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к тому, что меркантилисты:
  • в качестве предмета изучения (экономического анализа) предпочитают рассмотрение проблем сферы обращения, причем в отрыве от проблематики сферы производства;
  • в качестве метода изучения используют в основном эмпиризм, приводящий к описанию на каузальной основе внешних проявлений экономических явлений и исключающий возможность системного анализа всех сфер экономики;
  • возникновение денег считают следствием искусственного изобретения людей, а сами деньги отождествляют с богатством;
  • происхождение стоимости (ценности) денег трактуют в связи с «естественной природой» золотых и серебряных денег и их количеством в стране;
  • повышение предложения труда увязывают с необходимостью более низкой, а не высокой заработной платы;
  • экономический рост рассматривают как следствие приумножения денежного богатства страны благодаря государственному регулированию внешней торговли и достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.Взгляды наиболее выдающихся европейских меркантилистовДжон Локк (1632 — 1704). По его мнению, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеваниями и торговлей. Он предпринял попытку разделить «естественную стоимость денег, выражаемую в их способности приносить ежегодный доход в форме процента», и меновую стоимость (покупательную силу денег), которая «зависит только от изобилия или недостатка денег па Отношению к изобилию иди недостатку товаров, а не от величины процента». Это различие оказалось очень важным для последующего развития теории денег.Отношение количества денег к товарам определяют товарные цены, причем значение имеет не только номинальное количество денег, но и скорость их обращения (чем больше скорость обращения денег, тем меньше их требуется для покупок и продаж одной и той же массы товаров). Увеличение количества денег (увеличение количества золота и серебра после открытия Америки) привело не только к росту цен, но и к снижению ставки ссудного процента.Считая внешнюю торговлю главным средством увеличения богатства, Локк полагал, что главным источником богатства является труд. Природа дает только сырье, а обрабатывается оно, чтобы превратиться в полезную вещ, трудом. Поэтому несравнимые по своим свойствам товары могут сравниваться по различию в ценности, большая часть которой «получается через человеческий труд».
    Другие файлы:

    Немецкая историческая школа 19 века
    Содержание1.Введение…………………………………………………………..…32.Фридрих Лист Экономит-геополитик……………………………53.Немецкая историческая школа…………………………………….114.Происхожде...

    Античная философия
    Дофилософские формы сознания, проблема источников философии. Особенности развития философии Запада и Востока. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр и Ан...

    Математическая школа МГУ. Лекции и задачи
    В сборниках "Математическая школа" публикуются материалы преподавания математики в специализированных математических школах (Московские школы №* 2, 7,...

    Теоретическая политология (часть2)
    Предмет, законы и категории политики. Ведущая роль современной зарубежной политики : школа политологов США. Немецкая школа политической науки. Политич...

    Математическая школа. Выпуск 2. Лекции и задачи
    В сборниках "Математическая школа" публикуются материалы преподавания математики в специализированных математических школах (Московские школы № 2, 7,...