Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Концепция реформ Дж. Коммонса

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕВведение1. Научная биография Джона Ричарда Коммонса2. Концепция реформ Дж. Коммонса2.1 Роль коллективных институтов в межсоциальных отношениях. Понятие сделки2.2 Идеи Коммонса о реформировании государственных органов2.3 Роль банковского капитала в экономической деятельности ЗаключениеВВЕДЕНИЕВ начале ХХ в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепции социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом (4, с.332).Основоположником институционализма принято считать американского экономиста и социолога Торстейна Веблена (1857-1929). Название направления «институционализм» происходит от слова «институт». Под институтом Т. Веблен и его сторонники понимали ряд разнообразных категорий и явлений, оказывающих разнообразное воздействие на поведение человека. К «институтам» они относили, во-первых, само государство и разнообразные организации: профсоюзы, корпорации, политические партии, общественные организации и др. Во-вторых, в понятие «институт» они включали определенные установившиеся порядки, укрепившиеся традиции, привычки, обычаи, культурные, этические факторы, оказывающие воздействие на поведение людей. В-третьих, в понятие «институт» включаются и такие категории, которые отражают базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества, - отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения и др. Делая все эти категории и явления объектом своего анализа, институционалисты стремились расширить предмет экономической науки. Они полагали, как писал Т. Веблен, что человек является не просто экономической машиной, выбирающей наилучшие с этой точки зрения решения. Его поведение определяется воздействием всех перечисленных выше «институтов» (1, с.88).По некоторым оценкам, отсчет времени возникновения институционального направления экономической мысли следует начинать с даты опубликования монографии Т. Веблена «Теория праздного класса», т.е. с . Однако, учитывая появившиеся позднее не менее значимые публикации Дж. Коммонса и У. Митчелла, обозначившие зарождение как бы новых течений в рамках институционализма, период четкого формирования идей и концепций этого направления экономической теории в единое целое приходится все же на 20-30-е гг. XX в. Труды названных американских ученых и их последователей объединяет антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимости государственного вмешательства в экономику (4, с.335).Институционализм представлен тремя основными направлениями: социально-психологическое (Т. Веблен, 1857-1929), социально-правовое (Д.Р. Коммонс, 1862-1945) и конъюктурно-статистическое (У. Митчел, 1874-1948) (4, с.335).Остановим свое внимание на социально-правовом направлении Д.Р. Коммонса и попытаемся наиболее подробно рассмотреть изложенную им концепцию реформ в области совершенствования функционирования общественных институтов.1. НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ДЖОНА РИЧАРДА КОММОНСАДжон Р. Коммонс - выходец из Среднего Запада, род его восходит к периоду царствования английской королевы Марии (XVI в.). Это был человек, склонный, подобно своим предкам, к бунту и ереси. Родители его отца выехали из Северной Каролины, так как они не могли примириться с рабством, а его мать, родом из Вермонта, была страстной аболиционисткой (3, с.91).Коммонс-старший, поклонник Шекспира и Дарвина, как и его предки, был квакером, но, в конце концов, порвал с верой отцов. Он был предпринимателем и несколько раз продавал одно дело, чтобы купить другое; впоследствии он приобрел газету, где Коммонс-младший освоил профессию печатника, которой он некоторое время занимался. Но, издавая газету, отец Дж. Коммонса не мог обеспечить семью, и его жене пришлось взять на себя все финансовые заботы. Это была незаурядная женщина. Она уговорила Джона поступить в Оберлинский колледж, в надежде, что он станет священником. Чтобы оплачивать учебу сына, она содержала небольшой пансион. В Оберлине обнаружилось ярко выраженное стремление Коммонса к независимости. Он отказывался кому-либо подражать, особенно в интеллектуальных вопросах. Судя по оценкам и отзывам, он был плохим студентом, но зато стремился самостоятельно открывать факты и с большим трудолюбием выискивал их взаимосвязи. Поскольку Коммонс к тому же часто болел и пропускал занятия, университетский курс занял у него больше времени, чем положено, и он окончил его лишь в ., увозя с собой безграничное преклонение перед Генри Джорджем. Коммонс покинул Оберлин и отправился в университет Джона Гопкинса в Балтиморе. Это было признаком доверия, которое он внушал другим, ибо ему удалось получить в Оберлине от местного банкира ссуду в 1000 долларов на продолжение образования. В Университете Гопкинса главной притягательной силой был Ричард Т. Эли, в котором Дж. Коммонс признал собрата по духу (3, с.91-92).Эли только вернулся из Германии, где проникся идеями исторической школы, и очень скоро Дж. Коммонс стал его любимым учеником. В своих лекциях Р.Эли подчеркивал необходимость исследования проблем в конкретной обстановке, и Дж. Коммонс скоро убедился, что экономическая наука содержит много такого, чего не найдешь в учебниках. Но учеба у него и здесь шла неважно, и он так никогда и не получил докторской степени (3, с.92).В . Дж. Коммонс поступил на место преподавателя в Уэслианском колледже, но через короткое время потерял его. Он оказался таким же плохим преподавателем, как и студентом. Тогда он вернулся в Оберлин, а потом стал профессором политической экономии в Университете штата Индиана. В это время он начал задумываться над вопросом, не может ли религия стать подходящим орудием общественного прогресса. Эти мысли подтолкнули его в организацию "Американского института христианской социологии" и побудили в написанию книги "Общественные реформы и церковь", где речь шла об умеренности в политике, политических реформах и пропорциональном представительстве (3, с.92).Коммонс начал также писать о денежной теории и по другим смежным вопросам, но высказывал такие мнения, что скоро заслужил репутацию социалиста. Но в действительности Дж. Коммонс не разделял радикальных идей, так как ему казалось, что в них игнориру...
Другие файлы:

Китай.Концепция экономических реформ. Проблемы переходного периода

Теория возрастной психологии
Био- и социогенетические концепции. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже...

Трансакционные издержки
Рассмотрение подходов к изучению понятий трансакции Коммонса (типы - сделка, управление, рационирование) и Уильямсона, трансакциальных издержек Коуза...

Рождение традиционного институционализма
Понятие традиционного институционализма как совокупности разнородных концепций. Роль принципов рационального поведения в работах Торстейна Веблена. Ос...

Проекты реформ М.М. Сперанского и их неудача
М.М. Сперанского как выдающийся общественный и политический деятель России XVIII-XIX вв. Сущность и содержание предложенных Сперанским реформ, направл...