Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Бюджетный дефицит и государственный долг

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Бюджетный дефицит и государственный долгКурсовая работа по экономической теорииВыполнил: Ханин Л.И.Новосибирский государственный технический университетНовосибирск 2009ВведениеВедущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег. Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. Проблема государственных внутренних и внешних заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных). Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы. Управление внешним долгом заключалось в реструктуризации задолженности, то есть проблема управления госдолгом перекладывалась на будущие периоды. Таким образом, чрезмерный рост государственных заимствований привел к уязвимости финансовой системы. В работе рассмотрены вопросы о структуре бюджета РФ, его доходной и расходной составляющей, проблема о сбалансированности бюджета, дефицит бюджета (а также и профицит), его причины и последствия, методы финансирования. Также были изучены вопросы о государственном долге РФ, его формах, методах управления долгом. Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Российской Федерации на 2006 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов, экономические журналы и учебные пособия по экономической теории. 1. Бюджетный дефицит1.1 Бюджет государстваГосударственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных заказов.Теоретические подходы к бюджетуНесмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурные мероприятия») вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком (см. прил., табл. №1). Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг (на социально-культурные мероприятия).В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) функций.Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением до ходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой — в первом случае или более низкой — во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В...
Другие файлы:

Бюджетный дефицит и государственный долг: причины возникновения, социально-экономические последствия
Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов. Государственный долг как фактор нарастания бюджетного дефицита. Основные факторы,...

Государственный дефицит и государственный долг
Виды и концепции регулирования бюджетного дефицита. Государственный долг: сущность, формы и состояние в экономике современной России. Спираль "государ...

Бюджетный дефицит и государственный долг, проблемы финансирования бюджетного дефицита
Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения. Концепции регулирования бюджетного дефицита. Государственный долг. Бюджетный дефицит и госуда...

Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь
Бюджетный дефицит: понятие, показатели, виды и регулирование, источники финансирования. Содержание, виды и способы стабилизации, основные показатели г...

Бюджетный дефицит и формы государственного долга
Государственный бюджет и его источники. Бюджетный дефицит. Факторы его роста. Способы покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг и его формы....