Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Совместные предприятия и перспективы их развития

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Совместные предприятия и перспективы их развития П Л А Н: 1. Введение. Понятие совместного предпринимательства. 2. 4 основных признаки классификации СП: а). местонахождение б). структура партнеров в). доля участия партнеров в капитале СП г). вид деятельности 3. Предпосылки для создания СП и связанные с ним трудности 4. Трудности и перспективы 5. Заключение. Пять лет совместного предпринимательства.В западной литературе термин "джоинт-венчур" (joint-venture) возник в Великобритании для определения объединений "Мерчант Венчерс" или "Джентлмен Адвенчерс", занимавшихся заморской торговлей в XVI и XVII веках. Совместная закупка товаров, их перепродажа с учетом риска и потерь представляли собой объединения типа "эдвенчерс" (adventures). Именно из подобных форм договоренностей впоследствии появились "джоинт сток компаниз" (joint stock companies), ставшие предпосылкой к возникновению юридических лиц с ограниченной ответственностью и "инкорпорэйтед джоинт сток кампаниз" (incorporated joint stock companies). Что касается определения понятия "совместное предприятие", то и в экономической, и в юридической литературе отсутствует терминалогическое единство: можно встретить использование определений "смешанное общество", "смешанная компания", "смешанная фирма", "совместное предпринимательство", а также "предприятие совместного владения". Для совместных предприятий, используемых в отношениях "Запад-Запад" и "Север-Юг", наиболее употребительны термины "совместная компания" или "смешанная компания", а также, в последние годы, - "совместное предприятия" или "джоинт венчур". Это связано с правовыми аспектами вопроса. Впервые вопрос о концессиях был поставлен на I съезде Совнархоза РСФСР 26 мая 1918 г. Были выдвинуты общие условия предоставления концессий, из которых следовало, что соглашения о концессиях заключаются только на определенный срок и для создания новых предприятий с учетом общего плана развития производительных сил России; концессии подчинялись нормам социального, промышленного и торгового законодательства советской России; концессионеры обязаны были уступать определенную часть продукции правительству РСФСР по рыночной цене. Концессиям не отводилась роль главного и единственного способа улучшения положения в промышленности. В Декрете Совета Народных Комиссаров об общих экономических и юридических условиях концессий от 23 ноября 1920 г. говорится: "Процесс восстановления производительных сил в России, и вместе с тем и всего мирового хозяйства, может быть ускорен во много раз путем привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций других государств к делу добывания и переработки естественных богатств России". Концессии должны были предоставляться в целях развития производительных сил советского государства и координироваться с планами развития народного хозяйства. Именно в этих целях привлекался иностранный капитал, инвестируемый в концессионные предприятия. Совместные предприятия различаются в зависимости от того где, с кем, с какой долей участия партнеров и с какой целью они создаются. С учетом этого можно выделить 4 основных признака для характеристики совмесиных предприятий, а также их классификации: 1. Местонахождение совместного предприятия. При организации совместного предприятия хотя бы один из партнеров является представителем иностранного государства. Ряд российских и зарубежных экономистов относят к совместным предприятиям такие, в которых участвует лишь национальный капитал, представленный как частными, так и государственными вкладами. Это, на наш взгляд, не совсем правильная точка зрения, так как такого рода прелприятия необходимо отнести к предприятиям смешанной экономики. 2. По признаку принадлежности участников к различным странам совмстные предприятия можно подразделять на 4 типа: a). Промышленно развитые страны - промышленно развитые страны или отношения "Запад - Запад"; б). Промышленно развитые и развивающиеся страны - отношения "Север - Юг); в). Бывшие страны социалистического лагеря и промышленно развитые капиталистические страны - отношения "Восток - Запад"; г). Бывшие страны социлистического лагеря и развивающиеся страны. 2. Структура партнеров. Могут быть рассмотрены 3 основных типа совместных предприятий: а). С участием лишь частного капитала (преимущественно в развитых капиталистических странах); б). С участием частных фирм и государственных предприятий и организаций. Этот вариант распространен при создании СП в развивающихся и бывших социалистических странах. Созданы также предприятия с местонахождением в западныых странах с целью сбыта и послепродажного обслуживания экспортной продукции партнера из бывшей соцстраны; в). С участием национальных и международных организаций. 3. Доля участия партнеров в капитале совместного предприятия. Здесь также рассматриваются 3 варианта, имеющие свои преимущества и недостатки: а). Участие на паритетных началах. Эта форма распротранена в промышленно развитых странах, когда СП создается почти исключительно из предпринимательских мотивов при участии равных по значению партнеров. Равная доля участия в капитале СП рассматривается как доказательство равноправного сотрудничества и взаимного признания партнеров и тем самым представляется идеальным решением организации СП. Однако такое сотрудничество имеет и негативную сторону в том случае, когда одному из партнеров необходимо взять на себя ответственность за решение какого-либо вопроса (отсутствие "лидера" в конфликтных ситуациях). Создание СП на паритетных началах может также являться следствием правового регулирования, по которому участие зарубежного партнера не должно превышать долю местного партнера. В связи с этим можно отметить, что местные правительства все больше и больше стремятся к национализации экономики, поэтому существует тенденция к установлению большей доли капитала местного партнера. Нарушается равное деление капитала между партнерами, если для развития СП необходимы дополнительные капиталовложения, а один из партнеров (обычно местный) не в состоянии увеличить долю своих капиталовложений в целях сохранения паритета. Такая ситуация может привести и к конфликту, если большее участие иностранного капитала заперщено в законодательном порядке; б). Большее участие иностранного капитала. Эта форма имеет место, когда иностранный партнер стремится обеспечить максимальный контроль за деятельностью СП. Большее участие иностранного капитала необходимо также в том случае, когда местный партнер не располагает финансовыми средствами, чтобы увеличить свою долю в предприятии. Для таких СП отрицательным моментом является то, что местные власти рассматривают подобное СП не как национальное, а как иностранное предприятие, и могут отказать ему в предоставлении определенных льгот. Иногда для устранения этого недостатка иностранные предприниматели пытаются переложить на плечи местного партнера текущее управление СП, свою собственную деятельность ограничивая контролем. В этом случае в оперативные отношения с государственными органами вступает только местный партнер; в). Меньшая доля участия иностранного партнера. Такого рода участие в СП, по мнению некоторых бизнесменов, является неблагоприятной формой, учитывая стремление западных фирм к контролю над деятельностью СП. При этом иностранные инвесторы устанавливают строгую взаимосвязь между доей капитала и правом контроля, правда, без учета специальных оговорок в соглашении. Так, например, К. Зайберт в книге "Совместные предприятия к...
Другие файлы:

Анализ деятельности иностранных компаний на российском рынке автомобилестроения
Совместные предприятия как современная форма привлечения прямых иностранных инвестиций. Правовые основы функционирования иностранных компаний на росси...

Перспективы развития строительного предприятия
Оценка строительного комплекса Хабаровского края и перспективы его развития. Возможности развития предприятий. Факторы, способствующие повышению качес...

Характеристика и перспективы развития ООО "ФАРН"
Информация о реквизитах и учредителях компании, цели и месторасположение. История развития предприятия и организационная инфраструктура. Специализаци...

Перспективы развития туризма
Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показат...

Перспективы развития телекоммуникационных систем в России
История развития телекоммуникаций и его основные направления. Волоконно-оптические системы связи. Перспективы развития цифрового телевидения. Текущее...