Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки

Тип: статья
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовкиН.Я. Гарафутдинова, Администрация Омской области, комитет по делам науки и высшей школыСистема высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность. Рассматривая взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности учебного заведения - выпускнику - будущему специалисту, необходимо отметить, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся системой их подготовки, номенклатурой специальностей и специализаций, периодом подготовки определенного специалиста. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в сторону экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранных языков. При этом необходимо отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников. Каждое учебное заведение вступило в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынуждено как бы заново подтверждать целесообразность своего существования. Одним из важных критериев деятельности является качество выпускаемого продукта, товара, выпускника - будущего специалиста. В борьбе за выживание учебные заведения вынуждены начать применять маркетинг. При использовании маркетингового подхода необходимо прежде всего изучать и прослеживать конъюнктуру - сложившуюся экономическую ситуацию, включающую соотношение между спросом и предложением, движением цен. Учитывая специфику вуза как некоммерческой, бесприбыльной организации, при изучении конъюнктуры необходимо исследовать не только экономические, но и социальные, психологические факторы. В отношении деятельности по подготовке специалистов мы в большей степени имеем дело с рынком покупателей (потребителей), характеризуемым превышением предложения над спросом, особенно для технических специальностей, чем с рынком продавцов. Поэтому в условиях рынка вузы вынуждены соперничать между собой как за абитуриентов, денежные средства, так и за материально-технические и информационные ресурсы, научно-педагогических работников. Проведенный выше краткий анализ подхода к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание готовить и исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который позволил бы ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовать свой потенциал. Для учебного заведения такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации таких подходов, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Это будет возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма(льности). Понятие конкурентоспособности специалиста практически в настоящее время не разработано. Если рассматривать это определение в отношении любого другого товара, то его смысл заключается в следующем: конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара - конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Таким образом, комплекс конкурентоспособности любого товара состоит из трех групп: технических, экономических и социально организационных. Если рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту, то мы получим следующие параметры: Технические: специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, уровнях подготовки, соответствие стандарту или повышение его, получаемый документ. Экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех составляющих расходов. Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей, в данном случае самих выпускников и работодателей, национальных и региональных особенностей организации производства. Конкурентоспособность будущих выпускников во многом определяется и конкурентоспособностью учебных заведений. Специфика выпускника как товара состоит в том, что его конкурентоспособность длительного пользования. Именно поэтому требуется значительное время для того, чтобы получить статус конкурентоспособного. Если же это случается, то в течение достаточно долгого времени учебное заведение может пользоваться этим статусом, как своего рода гарантией. Вместе с тем однажды завоеванная конкурентоспособность предъявляет повышенные требования к организации учебного процесса вуза. В отличие от обычного товара оценку работе предприятия (учебного заведения) дает не только потребитель (студент, выпускник, работодатель), но и сам производитель (преподавательский и учебный персонал). Именно они определяют, выгодно ли им при данных условиях создавать товар, то есть готовить и выпускать специалистов. Применительно к учебным заведениям можно выделить следующие принципы управления, которые дают преимущества производителям.Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела. Близость учебного заведения к клиенту. Создание автономии и творческой атмосферы в учебном заведении. Рост производительности, благодаря использованию способности людей и их желанию работать. Демонстрация важности общих для учебного заведения ценностей. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала. Умение держать под контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные. Таким образом, исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, мы подошли к наиболее сложной проблеме - какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста. Современная модель конкурентоспособности должна включать такие основные свойства: Ценность целей и ценностных ориентаций. Трудолюбие. Творческое отношение к делу. Способность к риску. Независимость в принятии решений. Способность быть лидером. Способность к непрерывному саморазвитию. Стремление к профессиональному росту. Стремление к высокому качеству конечного продукта. Стрессоустойчивость. Изучение опыта других стран при определении конкурентоспособности специалистов позволяет выявить своеобразный подход к подготовке специалистов. Так, суть японского опыта в формировании у специалистов трех основных групп навыков: технологических, коммуникативных (?) и концептуальных. Технологические связаны с освоением ко...
Другие файлы:

Формирование организационно-управленческой компетентности студента практиканта
Комплекс компетенций, составляющих компетентность. Основные качества, способности, умения будущего педагога. Компетентностно-деятельный подход к обуче...

Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании будущего специалиста
Задачи педагогического процесса в ВУЗе. Характеристика студентов ВУЗа и рекомендации по формированию будущих специалистов по направлениям. Умения, нав...

Как готовить чемпионов
Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации.В книге представлены методологические основы технологии подготовки, планирование и проект...

Анализ качества продукции и конкурентоспособность предприятия
Класс и понятие качества. Система показателей качества. Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения. Факторы влияющие на качеств...

Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Особенности проектирования будущего системы повышения квалификации педагогических кадров в Республике Казахстан. Влияние изменений в системе непрерывн...