Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах

Тип: статья
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах Е.А. Звонова, доцент, докторант кафедры "Финансы" РЭА им. Г.В. Плеханова В современной экономической литературе рассмотрение и анализ комплекса проблем, связанных с международной системой внешнего финансирования развивающихся и "переходных" стран, традиционно переплетается с исследованием последствий такого финансирования в форме внешней задолженности стран-реципиентов. В данном случае общепризнанным является тот факт, что основной причиной, вынуждающей развивающиеся и переходные к рынку страны брать взаймы у других государств и у международных финансовых организаций, является необходимость финансирования расширенного воспроизводства, то есть такого хозяйственного развития, которое обеспечило бы переход к нормальным рыночным отношениям и вступление в мировые валютно-финансовые отношения на равных с промышленно развитыми странами условиях.С этой точки зрения логично рассматривать систему международного внешнего финансирования развивающихся и "переходных" стран как зарубежное финансирование их экономического роста.Исследуя комплекс вопросов, вытекающих из взаимодействия двух экономических процессов - внешнего финансирования и внутрихозяйственного роста страны-реципиента, - целесообразно выделить три блока проблем, которые в комплексе дают наиболее полную картину такого взаимодействия.Первый блок представляет собой круг вопросов, изучение которых дает ответ относительно объективной необходимости привлечения внешнего финансирования в дополнение к существующим внутрихозяйственным ресурсам.Второй блок проблем связан с воздействием международного внешнего финансирования на экономику и финансы страны-реципиента. Третий блок включает в себя анализ проблемы платежеспособности страны-реципиента внешнего финансирования.I Группа проблем, включенных в первый блок исследования, охватывает финансово-экономические вопросы функционирования международного внешнего финансирования. Как представляется, объективная необходимость внешнего финансирования для переходной к рынку экономики обусловлена прежде всего потребностями ее развития. Поскольку экономический рост в целом предполагает национальное воспроизводство на расширенной основе, то введение внешнего финансирования элементом в такое воспроизводство означает, что оно должно дополнять другие источники финансирования инвестиционного процесса: бюджетные доходы (налоги, госкредит), национальную кредитную систему, собственные накопления и сбережения, дополнительную денежную эмиссию. На приводимой ниже схеме представлена модель участия международного внешнего финансирования в процессе расширенного воспроизводства страны-реципиента.Модель показывает не только место международного внешнего финансирования в экономическом развитии страны-реципиента, но и его непосредственное участие в процессе расширенного воспроизводства.Внешние ресурсы привлекаются в национальную экономику лишь при недостатке внутренних средств ее финансирования. К таким средствам относят: целевую направленность расходов госбюджета (сколько, собственно, идет на финансирование экономики, а идет, как понятно, в условиях свободного рынка и широкого частного предпринимательства мало); собственную базу накоплений и сбережений, которая как раз и формирует внутринациональные возможности финансировать экономический рост; национальную кредитную систему и ее направленность на финансирование расширенного воспроизводства. Таким образом, в условиях рыночного хозяйства главный источник финансирования экономического развития - база (широкая или узкая) национальных накоплений и сбережений. Именно они (или "склонность" к ним, как формулируют кейнсианцы) являются основным источником инвестиций в расширенное воспроизводство и они же формируют источники национального кредита, а следовательно, в конечном счете, также вложений в экономическое развитие страны.Очевидно, таким образом, что главным конкурентом внешним средствам при финансировании национального экономического развития выступают внутренние накопления и сбережения. Однако вся экономическая история развивающихся стран демонстрирует нереальность такой ситуации: до начала экономических реформ в развивающихся государствах (1986 г.) в группе стран, имеющих среднегодовой доход на душу населения ниже 425 дол. (кроме Индии), норма валовых внутренних сбережений сократилась с 12% до 7%; в ряде наименее бедных стран, то есть стран с ежегодным душевым доходом ниже 100 дол., этот показатель снизился с 12% до 2%. В странах же с уровнем доходов выше 425 дол. этот показатель хотя и возрос, но несущественно (исключение составляет лишь Южная Корея)(* См.: Ogahi M. and others. Saving Behavior in Low and Middle Income Developing Countries: a Comparison. Washington: IMF, 1995. P.49). Проводимые в развивающихся странах экономические реформы мало что изменили в этой области: база внутренних накоплений и сбережений продолжает оставаться узкой.Недостаток внутренних накоплений и сбережений, таким образом, представляет собой основную причину широкого привлечения иностранных ресурсов (кредитов и инвестиций) для финансирования инвестиционного процесса. Но этот базовый фактор дополняется рядом других обстоятельств, негативно влияющих на экономическое развитие стран-реципиентов внешнего финансирования. В частности, в 80-е годы в национальных хозяйствах стран - международных заемщиков произошла активизация факторов, оказывающих негативное влияние на экономический рост. Как показывает практика хозяйственного развития, таких факторов пять: инфляция, дефицит государственного бюджета, государственный долг, государственные расходы, степень открытости (закрытости) экономики. Все эти показатели в развивающихся странах оказались в состоянии, далеком от допустимых в мировой практике норм.Инфляция. Эксперты Всемирного банка М. Бруно и В. Эстерми на примере 127 стран мира за период с 1960 по 1992 г. показали взаимозависимость темпов инфляции и экономического роста. Эта зависимость обратно пропорциональная. Самые высокие темпы экономического роста имеют страны с нормой инфляции от 0% до 5% в год. Самые низкие темпы хозяйственного роста там, где годовая инфляция превышает 100%. Критическими являются темпы годовой инфляции в 30-40%. В этом интервале начинается сокращение ВВП на 0,2% ежегодно. В 80-х же годах из восьми основных латиноамериканских стран-дебиторов только в трех темпы инфляции были ниже критического уровня. В 1980-1985 гг. годовая инфляция составляла: в Аргентине - 342,8%, в Бразилии - 147,7%, в Мексике - 62,2%. Существенно ниже были темпы инфляции в Южной и Юго-Восточной Азии, хотя и там они заметно возросли в 80-е годы (* См.: Mackenzic G.A. The Composition of Fiscal Adjustment and Growth. Washington.: IMF, 1997. P. 30.).Дефицит бюджета - второй фактор, оказывающий отрицательное влияние на экономический рост. В широкой практике принято считать допустимой величину дефицита на уровне, не превышающем 3% от ВВП. Кризисное состояние хозяйств стран-заемщиков на рубеже 70-80-х годов проявилось и в росте их бюджетных дефицитов. В латиноамериканских же государствах он превышал допустимый уровень в 2-5 раз.Государственный долг. Здесь зависимость также обратно пропорциональная: чем выше долг, тем все более отрицательно он влияет на экономический рост, поскольку все бoльшая часть средств уходит на его обслуживание и погашение и все меньше средств остается для инвестирования и для обеспечения социальных нужд населения. Так, в 90-е годы среднегодовое увеличение госдолга в среднем составляло: в Колумбии - 30-50%; в Бразилии - 50-300%; в Мексике - 50-200%; в Аргентине - 200-600%.Государственные расходы. Этот фактор, оказывающий негативное влияние на экономический рост, проявился в 80-90-х годах в странах-дебиторах в полной мере. Известно, что чем выше доля ресурсов, перераспределяемых государством, тем ниже (при прочих равных условиях) темпы экономического роста. Высокие государственные расходы подразумевают, естественно, и высокий уровень доходов государства. Чтобы получить доходы, государство повышает налоги, что с неизбежностью тормозит инвестиционный процесс и, следовательно, хозяйственный рост. Если же у государства отсутствует соответствующий аппарат повышения налогов, то растет дефицит госбюджета, что также оказывает отрицательное влияние на экономический рост.В мировой практике оптимальной считается ситуация, при которой государственные расходы не превышают 25-30% ВВП. В Сингапуре, например, мн...
Другие файлы:

Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и "переходных" странах
В современной экономической литературе рассмотрение и анализ комплекса проблем, связанных с международной системой внешнего финансирования развивающих...

Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах
Сущность бюджетного дефицита, причины его возникновения и управление им. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет монетизации дефицит...

Сельское хозяйство в развивающихся странах
Рост потребления продуктов животного происхождения в развивающихся странах и, с связи с этим, быстрое увеличение объемов производства мяса, молока и я...

Экономический рост в высокоразвитых и развивающихся странах
Понятие, типы и показатели экономического роста. Основные факторы экономического роста: увеличение количества рабочей силы; накопление физического кап...

Проблема бедности в развивающихся странах: сущность, критерии распространения и пути преодоления
Понятие и принципы распространения бедности в развивающихся странах как глобальной проблемы. Причины и результаты данного негативного явления. Разрабо...