Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Государственное регулирование в развитии потребительского рынка региона

Тип: статья
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Государственное регулирование в развитии потребительского рынка регионаСмирнов А.В., ВлГУГосударственное регулирование процессов развития региональных рынков – это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.Содержание государственного регулирования рыночных процессов на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа.Формирование региональных рынков должно осуществляться с учетом функций и особенностей различных типов субъектов региональных рыночных отношений. При этом следует отметить, что рыночные отношения являются не единственно возможным средством регулирования взаимоотношений субъектов в региональной экономике. Деятельность субъектов в новых условиях регулируется системой экономических, административных и правовых норм. Эффективному управлению на региональном уровне препятствует отсутствие четкой системы регулирования регионального воспроизводственного процесса. Поэтому одна из главных задач в сфере управления экономикой региона на современном этапе развития – объединение имеющихся отдельных элементов в единую систему управления.Отсутствие единой системы регулирования региональных рынков приводит ко многим негативным последствиям, связанным с нарушением нормального воспроизводства товарных и денежных ресурсов региона.В последнее время возникает немало дискуссий по проблемам регулирования региональных рынков. И одно из важнейших мест в них отводится проблеме государственного регулированиям регионального потребительского рынка.Потребительский рынок страны является совокупностью региональных потребительских рынков. В региональной экономике, как и в экономике в целом, наряду с потребительским рынком, действуют рынки труда, товаропроизводителей, капитала, топливо-энергетических ресурсов и т.д.Каждый из них отличается определенной структурой организации, механизмом взаимодействия с другими категориями рынков, функциональным назначением и другими признаками в общей структуре экономики региона. Однако по своей социальной и экономической значимости потребительский рынок товаров и услуг занимает особое место.Современный период развития рыночного механизма характеризуется переходом к экономической самостоятельности региональных систем в условиях укрепления рыночных отношений и ослабления распределительных функций центральных органов управления. В связи с этим, необходимо использование системы регулирования, обеспечивающей эффективное развитие потребительского рынка в условиях демократизации управленческих функций, действия рыночных механизмов мотивации и изменения методологии регионального управления.Товары и услуги – важнейший социально-экономический критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В рыночной экономике товары и услуги реализуются и воспроизводятся в условиях конкурентной среды на рынке потребления.Региональный потребительский рынок – это действующая модель для разработки и реализации социально-экономической политики в регионе. В рыночной экономике политика любой демократической страны декларируется как социально ориентированная, то есть приоритет социально-экономического развития страны отдается ее гражданам-потребителям. По состоянию потребительского рынка судят об уровне развития экономики и положения населения. Поэтому деятельность потребительского рынка должна быть в центре внимания законодательной и исполнительной властей всех уровней, а политика в области его развития – понятна потребителям и всем участникам связанных с ним процессов. Поэтому проблема нормального функционирования и развития рынка весьма актуальна и должна рассматриваться в различных аспектах развития рыночной экономики и с позиций его государственного регулирования.Системный подход к проблемам экономики и управления потребительским рынком позволяет в целом свете увидеть в его деятельности многое, подлежащее планомерному и обоснованному совершенствованию и реформированию.Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей с остальными отраслями по правилам, установленным государством, с другой – автономной системой, в которой отношения между участниками взаимосвязаны и регулируются, прежде всего, государственными правовыми актами. Такая система не может функционировать и развиваться на основе саморегулирования.Государство обязано вмешиваться в рыночную экономику, создавая условия для развития предпринимательства, для цивилизованной конкуренции проектов, товаров, предприятий, для соблюдения баланса интересов участников рыночных процессов на основе принципов демократизации общества и либерализации экономики. Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.Региональная политика развития потребительского рынка является решающим условием обеспечения баланса интересов его участников.Государственное регулирование и общую координирующую функцию деятельности рынка на данном этапе развития рыночных отношений должны осуществлять органы исполнительной власти во взаимодействии с общественными институтами предпринимателей и потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей. Существующий бюрократический режим деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях без централизованной системы общественного контроля не только сохраняет, но и усиливает коррупцию и теневую экономику. Независимый общественный контроль отсутствует по всем направлениям деятельности потребительского рынка: при разработке нормативно-правовых документов и их исполнении, при решении финансовых, социально-экономических и организационных вопросов развития предпринимательства, при организации и проведении контрольно-надзорной деятельности, при разрешении конфликтных ситуаций и споров. Это все еще раз подтверждает идею о не достаточном применении принципов государственного регулирования и общественного контроля. В будущем приоритет этой функции в деятельности и развитии потребительского рынка должны быть за общественными организациями предпринимателей и потребителей, созданными на профессиональной основе и действующими при поддержке государства.В переходный период усиливается роль государственных и общественных контролирующих организаций, прежде всего в области качества и безопасности реализуемых товаров и предоставления услуг потребителям как главного направления решения задачи конкурентоспособности отечественных производителей и продукции (товаров, услуг). Среди многих государственных и общественных контролирующих организаций систематизировано, комплексно работать на потребительском рынке могут лишь некоторые – прежде всего, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей а также общественные организации по защите прав потребителей с профессиональным кадровым составом.Разумеется, нельзя недооценивать роль других государственных организаций, осуществляющих контроль финансового состояния предприятий потребительского рынка и выполнения ими кредиторских и дебиторских обязательств; контроль за соблюдение требования стандартов, сертификацией товаров и услуг, единством измерений; качеством сырьевых и пищевых продуктов; санитарно-эпидемиологических требований и норм и других аспектов хозяйственной деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, такие организац...
Другие файлы:

Государственное регулирование рынка труда и занятости
Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кир...

Государственное регулирование занятости
Общая характеристика и функции рынка труда. Структура рынка труда. Виды рынка труда. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занято...

Государственное регулирование агропромышленного комплекса в России
Особенности, понятие рынка земли и земельной ренты. Определение цены земли и земельные отношения в Российской Федерации. Государственное регулирование...

Государственное регулирование фондового рынка
Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Исследование зарубежного опыта государственного регулирования фондовых рынков. Опыт регулирования фо...

Государственное регулирование в Российской Федерации
Государственное регулирование внешних эффектов и потребления общественных товаров. Обеспечение экономики нужным количеством денег. Удовлетворение треб...