Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикой

Тип: статья
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Опыт управления развитием региона в странах с развитой рыночной экономикойКретинин В.А., администрация Владимирской области;БордяшовЕ.С., ВлГУВ настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Наиболее важным элементом организации управления региональным развитием являются отношения "центр-регион". Они во многом обуславливают отличительные качества региональной политики, а также применение инструментов и методов управления. Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике.Так, ключевыми принципами управления региональным развитием в Японии являются ограниченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории. Отличительная черта японского опыта - усиление региональной составляющей. Регионы получили большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.Анализ стран Европейского союза (ЕС) выявляет определенные сходства элементов управления развитием регионов, при сохранении значительных национальных свойств. ЕС использует систему бюджетно-финансового выравнивания при усилении стимулирующей функции, способствуя развитию региональных инициатив и экономического потенциала регионов.Следует отметить, что до 90% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) в странах ЕС обеспечивает инновационная деятельность и научно-технический прогресс. Поощрение инноваций, являющихся условием устойчивого развития и повышения конкурентоспособности европейской экономики, относится к одним из наиболее приоритетных целей экономической стратегии ЕС. С учетом разрыва в инновационном потенциале, странам-кандидатам на присоединение предложено внести изменения в экономическую стратегию, нацелив ее на развитие "экономики, базирующейся на знании", в том числе за счет государственной поддержки инновационных предприятий, налоговых льгот и совершенствования законодательства.42Одна из особенностей современного мира заключается в том, что большие различия между странами в целом, сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Отсюда и наличие многих общих черт в подходах разных государств к своим внутренним региональным проблемам. Таким образом, исследования и регулирование регионального развития в России можно и нужно проводить с учетом богатейшего мирового опыта.Такие крупные развитые страны, как США, Канада и Австралия дают много примеров решения региональных проблем, являющихся актуальным для России. Это проблемы изменения территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации, сближения регионов по уровню социально-экономического развития, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов, ограничения чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций, освоения периферийных регионов с богатыми природными ресурсами, регулирования миграции между городами и сельской местностью, модернизации инфраструктурных систем, стабилизации социально-экономического положения малочисленных народностей, оздоровления экологической ситуации в регионах и многие другие. Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.Многие средние и даже малые по территории страны также обладают ценным опытом решения региональных проблем. Главное здесь не масштаб страны, а ее региональное многообразие и степень активности региональной политики государства. Например, в Германии особенно интересен опыт реструктуризации новых восточных земель и их экономической интеграции с западными землями. В Италии поучительна политика преодоления социально-экономических контрастов между Севером и Югом. Особого внимания заслуживают деконцентрация промышленного производства, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов в Японии. Разрешение конфликтов между центром и национальными автономиями в Испании, а также осушение и освоение больших участков моря в Нидерландах, несомненно, представляют собой весьма интересный опыт решения региональных проблем. Перечисленные выше, и многие другие страны обладают ценным опытом территориального обустройства на уровне агломераций, городов, сельских местностей, санации депрессивных территорий, "рассеивание" безработицы, рационального использования земли, охраны окружающей среды.Стабильное развитие регионов и надежное функционирование систем "центр – регионы" в развитых странах во многом определяются четким разделением предметов ведения между центральной, региональной и муниципальной властями, отлаженной системой бюджетного федерализма, применением разнообразных форм и инструментов государственного регулирования. Большое значение имеет изучение практики последовательной корректировки правовых основ, институциональных структур и экономических механизмов в соответствии с меняющимися ситуациями.Современная Россия имеет много общих региональных проблем не только с развитыми, но и с развивающимися странами, которые уже достигли довольно высоких масштабов развития экономики и сохраняют динамизм социально-экономических преобразований, в том числе в региональном разрезе.43 В первую очередь, это такие большие страны, как Китай, Бразилия, Мексика. Особое значение для заинтересованного изучения имеют достигнутые этими странами результаты по активному включению регионов в международное экономическое сотрудничество (свободные экономические зоны Китая, приграничный пояс Мексики), экономическому освоению новых регионов (Бразилия), транспортному и энергетическому строительству (Бразилия, Китай), стимулированию межрегиональной интеграции, продвижению промышленности (особенно малых предприятий) в сельские местности и др.Одним из ключевых моментов в управлении регионами зарубежных стран является решение вопросов размещения производства и согласование этих решений с населением региона. Эффективность природоохранных мероприятий в регионе подтверждается статистическими данными об увеличении срока жизни населения, улучшение природных условий существования. Следует отметить, что каждая страна, независимо от административно-территориального устройства, уровня развития и т.п., использует методы и инструменты управления регионами с целью обеспечения их эффективного развития, сглаживания межрегиональной дифференциации, обусловленной объективными и субъективными причинами. Особенностью современного этапа управления в Российской Федерации является недостаток финансовых средств, требующих распределения, в то время как в развитых странах основным является вопрос оптимального ассигнования этих средств.Опыт многих развитых стран и анализ литературных источников подтверждает необходимость и актуальность разработки региональной экономической политики, направленной на устойчивое развитие. При этом можно выделить следующие принципиальные положения и методы проведения региональной политики в развитых странах мира: региональная политика является составной частью национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития страны; наличие специальных региональных программ по развитию промышленности, транспорта, сферы услуг и других сфер экономики, отсталых регионов; разработка специальных экономических, организационных и производственных механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие того или иного региона.К числу обязательных требований, которые должны быть реализованы в условиях устойчивой экономики региона, следует отнести: увеличение численности населения; развитие системы местного самоуправления; развитие малого предпринимательства; развитие сферы услуг; повышение профессионального и общеобразовательного уровня населения; развитие национальной культуры; исключение межнациональных конфликтов.Переход на уровень устойчивого развития потребует устранить такие негативные тенденции и факторы в экономике региона, как: низкий уровень доходов значительной части населения; наличие безработных; низкие объемы в...
Другие файлы:

Зарубежный опыт антикризисного управления
Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта - программа вывода американской экономики из криз...

Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой

Исторический обзор развития управленческого учета в странах с развитой рыночной экономикой
Установление временных границ и обнаружение исторических периодов, предопределяющих формирование бухгалтерского управленческого учета. Выявление предп...

Антикризисное управление на предприятии
Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении на предприятии. Антикризисная программа работы с персоналом. Роль профсоюзов в антикризисном управ...

Денежные системы в странах с развитой рыночной экономикой на примере США