Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве
План:Введение……………………………………………………………………2Сущность, основные признаки и функции рынка……………………….3Механизм действия рыночных функций хозяйства……………………..15Рыночная конкуренция……………………………..……………….15Ценовой механизм рынка несовершенной конкуренции………….30Особенности рынка в экономике Украины…………………………….…39Заключение………………………….………………………………………43Перечень литературы………………….……………………………………44 7. Приложение………………….………………………………………………45ВведениеИзвестно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства, проходит объективно обусловленные фазы распределения, обмена и завершает свой путь в потреблении. Поэтому все фазы органически соединены, выступают как единство общественного производства, как части целого. С появлением и развитием товарного производства прямой продуктообмен уступил место товарообмену, а обмен товаров, реализация товаров стали играть существенно важную роль не только в судьбе товара: будет ли он признан как общественная потребительная стоимость, т. е. как продукт, нужный обществу, удовлетворяющий его потребности, будет ли он признан как стоимость, т. е. воплощенный в нем общественно необходимый труд, или обществу он не нужен и поэтому товар не реализуется, а значит, затраты, произведенные товаропроизводителем, полностью или частично пропадают. Рынок—это конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного обращения, совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров и услуг.2.Сущность, основные признаки и функции рынка.Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка).Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынком закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).Рынок в своем развитии прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения. Предпринимались попытки ввести и в понятие рынка фактор ценообразования. Так, Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену1. Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями и продавцами и от отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:• рынок - это механизм взаимодействия покупателей ипродавцов; • рынок - это система отношений между спросом и предложением;• рынок - это совокупность отношений товарного обмена;• рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое. В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом. Можно встретить мнение, что узкое понимание рынка есть нечто вульгарное, базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения реальны, следовательно, и данное определение рынка имеет право на существование. Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок занимает важное место во всей системе общественного производства, которая включает в себя микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова, включает, но не сводится к нему. Определение сущности рынка еще не раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его сущностные характеристики:• рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;• рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Развитой, классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке Т - - Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т -- Д -- Т -- Д и т. д. до бесконечности;• рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция "laissez faire", которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства "третьей силы" - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной...