Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Спрос и предложение

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Социально-экономические исследования потребительского спроса исторически развивалось по двум самостоятельным, подчас пересекающимся, а в отдельных случаях и взаимосвязанным направлениям. Первое направление включает проблематику потребительского поведения и анализ потребительских предпочтений. Второе- влияние совокупного потребительского спроса на хозяйственное равновесие в государстве и общее развитие экономической системы. Эти два направления предопределили методологические основы появления микро и макроэкономических аспектов анализа. Содержательное построение концепции формирования личных потребностей, спроса и потребления, особенностей их изменения и их в структуре народного хозяйства опиралось в теории А. Смита (1776) на фигуру некого эгоцентричного, рационально действующего потребителя. Уже в ХVIII в. было достигнуто понимание того обстоятельства, что этот потребитель является ключевым элементом в общей системе экономических и социально-политических механизмов. В дальнейшем эта концепция получила свое развитие в трудах австрийской, англо-американской и лозаннской школ, которые внесли в микроэкономическую интерпретацию закономерностей потребительского спроса принципиально новые элементы - полезность благ и услуг, квалиметрия потребительских предпочтений и пр.Другое направление - макроанализ - охватило исследование проблемы равновесия совокупного спроса и предложения. У истоков макроанализа стояли : Ж.Б. Сэй (1803), сформулировавший закон об универсальности относительного измерения стоимостей через рыночные цены (закон Сэя); Т.Р. Мальтус (1798), который сформулировал наделавшее много шума и вызвавшее даже панику среди обывателей закон убывающей доходности и закон снижения жизненного уровня; Л. Вальрас (1834-1910), которому принадлежит открытие модели общего конкурентного равновесия через систему подвижных рыночных цен, хотя даже у А. Смита при желании можно обнаружить в зародыше идею общего равновесия.Британский экономист, Дж. М. Кегбис, укрепил методологическую основу макроанализа, предложив функциональное описание взаимосвязи агрегатных величин личных доходов и расходов, и построил полную теорию спроса (1936) с учетом денежной и фискальной политики, которая должна проводиться государством с развитием товарно-денежных отношений.Для следующего этапа эволюции исследований потребительского спроса характерно выделение отдельной тематики, связанной с социологическими и экономико – психологическими аспектами поведения потребителей. Благодаря практике регулирования национального воспроизводства, с появлением и развитием после второй мировой войны маркетинговых идей и появлением массового правозащитного движения потребителей возрастает значение экономико – социологического анализа поведения отдельных групп потребителей.Более того наметилась тенденция сближения и синтеза отдельных элементов макро – и микроэкономического подхода который принято называть неоклассическим синтезом, что особенно ярко отразилось в теории экономического роста (Г. Слоун, А. Цюрхер, Е. Селигмен). Ряд идей неоклассического направления оказался особенно продуктивным при анализе рационального выбора различных альтернатив поведения сопоставления их полезности (Е. Бем-Баверк) и учета, особенностей механизма динамического равновесия воспроизводственных процессов.Обогащение трудовой теории стоимости состояло в том, что был раскрыт механизм, по которому потребитель индивидуально выбирает среди возможных вариантов удовлетворение своих потребностей наиболее приемлемый, в частности, наиболее выгодный вариант поведения. Соизмеряя свои мотивы и предпочтения и принимая решения о расходовании средств, потребитель на практике пользуется, не только своим опытом, но и всей доступной информацией по фактическому и прогнозируемому состоянию рынка, его конъюнктуре.Не имея возможности самому проводить тщательный анализ всей совокупности факторов, потребитель изучает альтернативы выбора для принятия конкретного решения, прибегая к средствам массовой информации, ориентированным на потребителя, результаты экспертных оценок авторитетных комиссий и результаты тестирования товаров и услуг. Именно эти вполне доступные средства и делают возможным для потребителя осуществления рационального выбора в сложных рыночных ситуациях.Существенный вклад в анализ потребительских предпочтений внесли Ф. Эдисворт, И. Фишер, Дж. Джонстон, которые обратили особое внимание на то обстоятельство. Что при рассмотрении отдельных полезностей, благ и потребительских эффектов в процессе потребления товара чрезвычайно важно учитывать их взаимосвязанность и характеристики их соотношений.В более поздних работах полезность начали трактовать с учетом совокупности объективных свойств потребительных стоимостей/ценностей в аспекте физиологии эстетики, дизайна и социальной психологии (П. Самуэльсон, Г. Хаутеккер). При таком подходе была обеспечена возможность идентификации сложившихся предпочтений, потребностей с помощью экспресс – анализа рыночных данных, методов теории игр и теории принятия решений. Работы двух названных крупнейших авторов положили начало современному анализу взаимосвязи между поведениями потребителей и изменением параметров их платежеспособности, а так же отдельных нетипичных явлений рыночной конъюнктуры в области личного спроса.В каждый данный момент экономическая конъюнктура зависит от соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен. Эта совокупность экономических процессов охватывается понятием «рынок» и представляет собой элементы рыночного механизма. Взаимодействие компонентов рыночного механизма можно проследить по схеме: А С спрос цена предложение B Dрис. 1где связи в системе «спрос – цена – предложение» обозначены стрелками. Сплошные линии показывают прямую зависимость между изменениями величины базисных элементов рынка, пунктиры – обратную. Так рост или падение цены ограничивает или, наоборот, стимулирует спрос (пунктирная линия В), со своей стороны расширение спроса приводит не к снижению, а к повышению цен (сплошная линия А). Обратная зависимость уровня цен от количества предлагаемого к продаже товара иллюстрируется пунктирной линией С. В то же время повышение (понижение) цены приводит к аналогичным по направлению изменениям размера предложения (сплошная линия Д). Из схемы видно, что изменение спроса вызывает движение предложения в том же направлении и наоборот.Предложение можно рассматривать как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Компонентами предложения являются текущее производство и запасы товаров у продавцов. Их сумма, однако, определяет лишь верхний предел величины предложения, тогда как его реальный уровень зависит от рыночной цены и её отношения к экономическим и иным условиям производства.Спрос отражает потребности общества и складывается из производственного и личного потребления. При этом производственное потребление является актом производства, что означает идентичность производства и потребления в данном случае. Личное потребление выступает в форме удовлетворения жизненных потребностей людей и, как правило, не совпадает с объёмом производства средств потребления.Под ценой понимается денежная форма стоимости, или стоимость товара, выраженная в деньгах. Особенностью цены является её соответствие величине стоимости товара в сре...
Другие файлы:

Спрос и предложение как факторы, определяющие цену товара в разных рыночных условиях
Спрос и предложение товара на рынке, неценовые факторы предложения. Механизм рыночного равновесия цен и особенности ценообразования в условиях рынка с...

Спрос, предложение, равновесие
Совокупный спрос и предложение, общий объем товаров и услуг, составляющих платёжеспособную потребность в экономике страны; потребительские, инвестицио...

Спрос, предложение и их эластичность
Спрос и предложение – самые важные понятия в взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлет...

Совокупный спрос и совокупное предложение
Совокупный спрос, структура и факторы его определяющие; спрос на потребительские товары и услуги, инвестиционные товары, на экспорт. Совокупное предло...

Спрос, предложение и конкуренция
Проблема ограниченности ресурсов. Спрос и предложение. Проблема рыночного равновесия. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского повед...