Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

"Японская экономика - реформирование индустриального общества в интеллектуальное: реформы премьер-министра Д. Коидзуми

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
"Японская экономика - реформирование индустриального общества в интеллектуальное: реформы премьер-министра Д. Коидзуми и тенденции в японской экономике"(1) Вступление.Очень рад предоставленной возможности рассказать представителям европейских стран о сегодняшнем состоянии японской экономики и о ее перспективах. Дело в том, что экономика Японии претерпевает серьезные изменения, а поэтому нередко мы сталкиваемся с ошибочной трактовкой имеющих место явлений, а также с неправильной информацией. В настоящее время японская экономика находится в глубокой депрессии и переживает сложный период своего существования. Однако ошибаются те, кто полагает, что причины трудностей связаны с тем, что экономика находится на распутье. Именно об этом я и хотел бы здесь рассказать. (2) Ошибочные представления о Японии и японской экономике.В настоящее время получил распространение целый ряд ошибочных представлений о японской экономике, имеют место и искажения реальной действительности.К первой группе ошибок относится мнение о том, что финансовая система Японии близка к краху, что степень доверия к японским государственным облигациям минимальна.Ко второй группе относится точка зрения, согласно которой японские финансовые институты скопили у себя огромное количество рискованных долговых обязательств, и их положение очень тревожно.В-третьих, считается, что общественный сектор Японии служит интересам политических деятелей, а поэтому сократить его масштабы невозможно.И, наконец, в четвертых, говорят, что японский общественный уклад рушится, и свидетельством тому являются рост безработицы и падение нравов.Со всей ответственностью могу заявить, что все эти представления, вся подобного рода информация ошибочны.Японские государственные займы традиционно были низкодоходными. Это свидетельствует об их высокой надежности.Вернемся к первой из названных выше категорий ошибок и ложных представлений. Финансовое положение Японии действительно является сложным. В 2001 году бюджетный дефицит достиг 34,5 триллионов долларов, что составляет 6,9 % от размера ВВП. Объем долгосрочной государственной задолженности составляет 570 триллионов иен: это 114 % от размера ВВП. Подобного рода показатели значительно превышают допустимые нормативы для стран, которые хотят присоединиться к системе единой европейской валюты.Приложение 1.Однако причиной сложившейся ситуации является то, что на протяжении 12 лет в стране наблюдался чрезмерно высокий уровень сбережений. За период с 1990 по 2001 год совокупный профицит международного платежного баланса Японии достиг 1 триллиона 190 миллиардов долларов. Япония является крупнейшим в мире нетто-кредитором. Помимо этого размер принадлежащих физическим лицам денежных активов, составляет 1.400 триллионов иен или 12 триллионов долларов.Все государственные займы являются неновыми, и могут быть погашены лишь на территории Японии. Свидетельством высокой степени надежности облигаций японских государственных займов является их низкий уровень доходности. Сегодня на фондовой бирже гособлигации с 10-летним сроком погашения котируются, исходя из уровня их доходности в приблизительно 1,3 % в год. Это беспрецедентно низкая в мировой практике норма доходности.Недавно международные рейтинговые агентства “Мудиз” и “S & Р” понизили рейтинг японских облигаций государственного займа, однако в результате этого их стоимость, наоборот, возросла. Людям, инвестирующим собственные средства свойственна осторожность, и то, что инвесторы приобретают традиционно низкодоходные облигации японского госзайма, свидетельствует о высоком уровне их надежности.Основания для беспокойства относительно возможности финансового кризиса невелики.Теперь о второй проблеме - о финансовой системе. Японские кредитно-финансовые учреждения действительно аккумулировали значительные объемы рискованной задолженности. Несмотря на то, что каждый год эта задолженность частично погашается, в целом она продолжает расти. Причиной тому являются новые банкротства, ужесточение правил аудиторской деятельности. По состоянию на конец марта 2002 года размеры задолженности достигли рекордного уровня - 52 триллионов иен или 450 миллиардов долларов. Этот показатель равен 8 % от резервов кредитно-финансовых учреждений страны или 10 % ВВП. Следует оговориться, что из названной суммы 10,4 триллиона иен приходятся на новые банкротства и т.д., а оставшиеся средства относятся к категории “опасной задолженности” и “задолженности, требующей внешнего управления”. В этой связи в перспективе может возникнуть необходимость слияния ряда мелких и средних кредитно-финансовых организаций.Однако, ведущие кредитно-финансовые организации, даже с учетом вышесказанного, располагают достаточным количеством собственных активов. Доля собственных средств в капитале крупных кредитно-финансовых учреждений составляет порядка 10 %, что является вполне приемлемым показателем даже по стандартам BIS.Вместе с тем, что касается доверия японцев к кредитно-финансовым организациям, то оно не обязательно является абсолютным. Согласно принятому решению, начиная с апреля текущего года, верхний предел правительственных гарантий на срочные депозиты установлен на уровне 10 миллионов иен. Как следствие, сумма хранящихся на подобного рода депозитах денег сократилась более чем на 13 %. Денежные средства были перемещены на депозиты с возвратом средств “по требованию” с размером вклада в рамках правительственных гарантий. Подобного рода решение обеспокоило кабинет Коидзуми, и последний принимает меры к тому, чтобы внедрить в практику расчетные депозиты с правительственными гарантиями. Подход кабинета Коидзуми к финансовым проблемам стал менее четким. Как человек, активно участвовавший в 1998-1999 годах в процессе оздоровления финансовой системы, я отношусь к этому негативно.Проблемы связаны не столько с политиками, сколько со структурой экономики.Итак, третья группа “лже-проблем”: “общественный сектор Японии служит интересам политиков, поэтому его невозможно сократить”. Это также не соответствует действительности. В Японии заинтересованность к обустройству автомобильных и железных дорог, речных пойм свойственна как для местных жителей, так и для местных чиновников. Заинтересованность последних объясняется тем, что увеличение объемов общественных работ в собственном округе отвечает- интересам избирателей. Подобного рода ситуация является несомненным атрибутом демократического общества. Порой возникают подозрения, что часть выделенных на общественные работы средств попадает в карманы политиков. Однако такое случается крайне редко, да и размеры оседающих в их карманах средств невелики.Проблема, скорее всего, заключается в том, что отрасли, которые должны стремится к получению подрядов на проведение общественных работ, начинают деградировать. Для японского сельского хозяйства, лесной отрасли, традиционных производств и розничной торговли характерна низкая производительность труда, и они находятся в сложной ситуации. К тому же налицо проблема эрозии моральных принципов чиновничьих структур, которые в ущерб государственным интересам отдают предпочтение интересам корпоративным. В Японии по-прежнему полномочия чиновников гораздо сильнее полномочий политиков. Кроме того, чиновники владеют технологиями манипулирования общественным мнением.Японское общество является здоровым.Теперь о четвертой группе проблем: о проблемах социального характера. В этой связи я хотел бы привести следующие цифры. В Японии 96 % учащихся заканчивают среднюю школу второй ступени и получают 12-летнее образование. Что касается девочек, то этот показатель составляет 98 %. За последние 4 года в стране резко вырос уровень безработицы, однако и сейчас она сохранятся на уровне 4 %. Процент разводов и процент детей, родившихся вне брака, составляет 1,9 % и является минимальным в развитых стра...
Другие файлы:

Япония эпохи Коидзуми: оценки и перспективы
Коллективный труд посвящен политическим и экономическим изменениям, произошедшим в Японии в период пребывания на посту премьера Д.Коидзуми....

Премьер-министр России Д.А. Медведев
Образование и политическая карьера Д.А. Медведева, сведения о его семье. Основные увлечения Дмитрия Анатольевича: информационные технологии, экстремал...

Реформы и контрреформы в современной России
Реформирование общественных отношений: налоговая, таможенная, судебная система. Направления реализации и оценка результатов банковской и бюджетной реф...

Столыпинская аграрная реформа
Вклад П.А. Столыпина в реформирование Российского государства. Основные цели и последствия аграрной реформы Столыпина. Развитие кооперативного движени...

Теории индустриального и постиндустриального общества. Генезис теории
История экономических систем, их эволюция и современная характеристика. Теории индустриального общества: стадии роста У. Ростоу, концепция Р. Арона, н...