Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Формы планирования и факторы их выбора

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Формы планирования и факторы их выбораВведениеСодержание планирования как функция управления крупной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.Планирование в рамках крупных компаний охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.1. Формы планирования. ВыборВ зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:- перспективное планирование(прогнозирование);- среднесрочное планирование;- текущее планирование.Виды планов:1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план.2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планы производственного отделения, планы дочерней компании.Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы.Планирование включает в себя определение: конечных и промежуточных целей;задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их решения;требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, среднесрочное, тактическое.Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:планомерность - это основа управления;плановость - это принцип управления;планирование - важнейшая функция управления;плановые задания - метод управления;разработка и реализация плана - основное содержание процесса управления.2. Стратегическое планирование, его виды и целиМногие крупные компании в современных условиях стали уделять все большее внимание развитию стратегического планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Стратегическое планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе:определение направлений и размеров капиталовложения и источников их финансирования;диверсификация производства и обновления продукции;формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.Поскольку оценка перспектив в условиях стихийн...
Другие файлы:

Организация процесса планирования технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления
Концептуальная модель и ее элементы. Состав системы, реализующей процесс планирования связи. Качество процесса планирования и факторы, его определяющи...

Трансфер технологий
Подходы к определению термина "трансфер технологий". Формы, этапы и участники процесса трансфера технологий. Особенности и формы коммерческого трансфе...

Методология выбора площадки под строительство АЭС
Методология выбора площадок, общие требования. Определяющие факторы для выбора площадок строительства атомной электростанции. Геолого-сейсмотектоничес...

Цели, формы и методы тактического планирования
Цели, формы и методы тактического планирования на предприятии. Принципы осуществления процесса тактического планирования на примере ОАО "МБРР", анализ...

Планирование как функция менеджмента
Сущность и место планирования в менеджменте, его формы и виды. Функции, выгоды и признаки стратегического планирования, отличительные черты тактическо...