Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Научно-практические основы экономической реформы 1965г. и оценка её результатов

Тип: курсовая работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Научно-практические основы экономической реформы 1965г. и оценка её результатов.Курсовая работа по дисциплине «История экономики»Исполнитель студент: Голуб Яков Петрович группы № 1ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ им. С. ОрджоникидзеИнститут Национальной и Мировой экономикиМ о с к в а 1999 г.На грани 50-60х годов административная командная система управления экономикой исчерпала себя.Деятельность советского государства, взявшего на себя руководство хозяйственным и социально-культурным строительством, породила преувеличенную веру в него. Отношения государства с обществом стали искажаться. Возникло стремление «огосударствить» всё и вся, связывать любые достижения с административными методами управления, как «наилучшими». Возможности проявления предприятиями инициативы были крайне малы и ещё уменьшились, когда на базе объективно обусловленного процесса концентрации производства выросла гигантомания. Проводилось объединение предприятий, укрупнения колхозов. Мелкие и средние предприятия и колхозы не получали необходимого развития, хотя нередко доказывали свою эффективность. Ввиду того, что государственная собственность объявлялась основной и высшей формой, происходит её абсолютизация: в 60-х годах ликвидировали промысловую кооперацию (55 тыс. предприятий с 1,8 млн. человек занятых) , колхозы преобразовались в совхозы. Сфера непосредственной экономической деятельности государства, таким образом расширялась. В 1951-1963гг. на долю экстенсивных факторов приходилось 68,2% прироста конечного продукта. Ухудшилось использование основных фондов. Если 1955г принять за 100% , то выпуск продукции на 1 руб. их в промышленности в 1965г. Снизился до 86,3%. Уменьшилась роль производительности труда в увеличении объемов производства. В 1961-1965гг. за счет её роста было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а 38% - за счет быстро возраставшей численности рабочих. Пред реформенная пятилетка (1961-1965) дала среднегодовой прирост национального дохода, использованного на потребности и накопление, 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущие пятилетки, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач. Увеличился разрыв между темпами роста I и II подразделений общественного производства. Всё свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в улучшении использования основных и оборотных фондов, внедрении достижений НТП.Практика хозрасчета, сохранившаяся с начала 30-х годов консервировала старые методы учета затрат амортизации основных фондов, нормирования запасов, товарно-материальных ценностей и оборотных средств и т.д. Так результаты выбытия основных фондов не отражались на себестоимости и прибыли предприятий, а влияли только на уставной фонд, который периодически уменьшался на величину недоарматизации . Часто восстанавливаемая стоимость списывалась с него за счет государства.Усилилось несоответствие финансовых и производственных планов. Сложилась практика пересмотра финансовых планов, систематического снижения планов по прибылям убыточным предприятиям и увеличения рентабельным хозяйствам.Становилось всё яснее, что необходимость интенсификации производства требует иной системы руководства экономикой, так как предполагает ускорение НТП, повышения качества работы и производительности труда, улучшении организации производства, а действовавшая система оценки работы предприятий заставляла больше думать о выполнении текущих планов, чем о перспективе, с которой связано освоение научно-технических достижений. Сказывалось и ухудшение отношения к труду значительной части населения, рост его пассивности.Расширились поиски ученых дискуссий . Так в 1962г. Госплан СССР принял решение провести всестороннее обсуждение в печати предложений Е. Либермана по использованию норматива рентабельности в качестве критерия материального поощрения и др. и осуществить эксперимент на предприятиях различных отраслей экономики. Этому предшествовало обсуждение в 1961г. путей совершенствования материального стимулирования. Экономисты пришли к общему мнению о необходимости эксперимента в экономике, разработки новых методов оценки эффективности производства, совершенствования планирования и ценообразования. Сторонников различных точек зрения объединяло мнение, что при сохранении принципа централизованного планирования надо создать условия для проявления местной инициативы. Этому препятствовали в первую очередь недостатки в материальном стимулировании. Большинство высказывались против принятия какого-либо одного всеобъемлющего показателя для планирования, оценки и стимулирования деятельности предприятий.К середине 60-х годов получила окончательное признание имевшая место в 40-50-е годы теоретическая постановка вопроса о том, что через планирование и хозяйственно-организаторскую деятельность государства осуществляется действие всех объективных экономических законов, в том числе и закона стоимости.В докладе Временной научно-технической комиссии Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР, совершенствованию в 1964г. для разработки предложений по совершенствованию системы планирования и хозяйственного расчёта в соответствии с поручением ВСНХ СССР, указывалось на необходимость коренного улучшения системы планового руководства деятельностью предприятий.Предполагалось осуществить три основных мероприятия: Ввести в качестве главного показателя для оценки результатов деятельности предприятия чистую прибыль;Ввести плату за фонды;Провести перестройку оптовых цен;ЭВОЛЮЦИЯ РЕФОРМЫВ чём же заключались основные преобразования, составлявшие экономическую реформу 1965г ? Их можно объединить в три, направления: первое - принципиальное изменение организационной структуры управления народным хозяйством; второе - совершенствование системы планирования; третье - усиление экономического стимулирования.Изменение организационной структуры управления народным хозяйством.Возврат к отраслевому управлению промышленностью, создание союзных и союзно-республиканских министерств усилили централизацию руководства народным хозяйством. В то же время в отдельных отраслях экономики, в системе министерств начался процесс значительной децентрализации.Следует, однако отметить что слишком большой удельный вес мелких и средних предприятий в общей их массе, вел к направленной децентрализации таких функций обеспечения производства, материально-техническое снабжение, сбыт продукции, изучение конъюнктуры, рынка, внедрение новой техники и т.д., которые нельзя было выполнять достаточно эффективно на данном уровне. В итоге мелкие и средние предприятия не всегда могли успешно пользоваться даже той степенью самостоятельности, которая была им представлена в результате реформы.Напрашивался вывод об усилении централизации в данной области. Началось создание системы объединений, принявших на себя выполнение ряда функций управления производством, ранее осуществлявшихся на уровне предприятий, что привело к значительному усилению, иногда, к сожалению, чрезмерному, концентрации производства.Насущной необходимостью стало широкое использование централизованных целевых комплексных программ. Расширялся объем деятельности по общегосударственному надзору и контролю в целом ряде областей. Иначе говоря, рос объем задач и функций, требующих централизованного осу...
Другие файлы:

Экономика СССР 1965-1985г.Реформа 1965г
Перелом шестидесятых годов в истории советского общества. Социально-экономическое положение СССР. У истоков экономической реформы. Необходимость подкл...

Реформы и контрреформы в современной России
Реформирование общественных отношений: налоговая, таможенная, судебная система. Направления реализации и оценка результатов банковской и бюджетной реф...

Расчет экономического эффекта от создания тиристорного реверсивного преобразователя промышленного назначения
Оценка экономической эффективности производства тиристорного преобразователя. Текущие издержки и единовременные затраты. Стоимость опытного образца. З...

Экономические реформы в Китае (1979—1999 гг.)
В монографии рассматриваются теоретические и практические проблемы преобразования хозяйственной системы КНР, освещаются многосторонние взаимосвязи осн...

Оценка результатов реформы жилищно-коммунального хозяйства