Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Некоторые проблемы развития государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Некоторые проблемы развития государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфереВ статье обосновывается необходимость включения деятельности кредитных учреждений в сферу интересов государственного финансового контроля; рассматриваются перспективы развития института федеральных органов налоговой полиции в системе единого государственного финансового контроляк.э.н. Мастепанова Д.А. Актуальность проблемы реформирования системы государственного финансового контроля в России и специфика социально-экономических условий, на фоне которых эта проблема ставится, настоятельно требуют новых подходов к целому ряду вопросов. В числе наиболее злободневных из них видится вопрос включения в сферу интересов органов государственного финансового контроля деятельности банковской системы страны.В самом деле, мы говорим о том, что объектами государственного финансового контроля являются финансовые потоки. При этом за рамками внимания остается тот факт, что основное русло передвижения этих потоков – банковские каналы. Известно, что Федеральное казначейство размещает свои счета в кредитных организациях на основании договора (ст. 244 Бюджетного Кодекса РФ).Кредитные учреждения опосредуют движение практически всех финансовых потоков в стране.В число задач финансового контроля входит выявление резервов доходов государственного бюджета. Основными источниками доходов федерального бюджета являются налоговые поступления. Не секрет, что именно через кредитные учреждения (а зачастую, и при прямом их участии) наиболее активно осуществляется сокрытие средств от налогообложения. Именно в кредитно-финансовой сфере совершаются наиболее крупные нарушения налогового законодательства. Выявленные налоговые нарушения в банковском секторе составляют самую высокую долю в общем объеме выявленных налоговых нарушений по экономике - 15%.В России усиление государственного контроля за направлениями финансовых потоков, проходящих через коммерческие банки зачастую объявляется направлением “нерыночным”, “недемократическим”. Широко бытует взгляд на коммерческий банк как на структуру сугубо предпринимательскую, в деятельность которой государство не вмешивается, а также мнение, что банки в своей деятельности “не должны выполнять функции “государственных служащих”, подменять налоговые органы, доставляя им различную информацию и сведения на своих клиентов”.На наш взгляд, роль банков в экономике страны отличается рядом характерных черт, наличие которых позволяет говорить о стратегическом значении банковских институтов для всей социально-экономической жизни государства. В их числе следующие:банковскую систему по праву называют “кровеносной системой страны”, опосредующей прохождение платежей практически всех экономических субъектов. Известно, что маленький тромб в кровеносной системе может повлечь за собой смерть человека. Задержки прохождения платежей могут полностью парализовать экономическую жизнь страны; банковской системе присущ высокий уровень системного риска, распространяющийся не только на саму банковскую систему, но и на всю экономику страны. В качестве иллюстрации здесь можно привести тот факт, что закрытие тех или иных промышленных предприятий на протяжении периода реформ било, прежде всего, по персоналу этих предприятий и ограниченному кругу контрагентов предприятия. Крах же нескольких банков в 1998 г. потряс всю страну, были затронуты интересы абсолютно всех субъектов экономики, включая население. Одновременно банковский сектор по целому ряду причин является одним из наиболее криминализированных экономических сегментов. Еще в 1996 г. Комитет палаты представителей по международным отношениям Конгресса США заслушал доклад представителя ФБР Д.Муди относительно криминогенной ситуации в России. Особо в докладе было отмечено, что банковский сектор России представляет собой наиболее уязвимый и привлекательный объект для преступных группировок и коррумпированных государственных чиновников. По данным МВД РФ, свыше 800 банков (т.е. 34 их общего количества) подчиняются приказам представителей мафии. Аналогичные же цифры называют аналитики Российской Академии Наук и государственный советник Италии по борьбе с мафией П.Винья. В силу этих обстоятельств нельзя приравнивать кредитные учреждения к другим производственным и торгово-посредническим структурам. Государство не имеет права устраняться от контроля в этой области.В этой связи важно внесение соответствующих согласованных поправок в целый ряд действующих нормативных актов, прежде всего, в части корректировки понятия “банковская тайна” и порядка доступа к ней. Это диктуется крайней опасностью сложившейся ситуации в банковской сфере для государства и меры в этой связи должны быть чрезвычайными. Уместным представляется вспомнить известные слова крупного русского политика и реформатора П.А. Столыпина о том, что когда горит дом, пожарные без спроса ломают чужие двери и окна, чтобы потушить пожар.Зарубежный опыт также свидетельствует о том, что денежные потоки, проходящие через банковские каналы, подвергаются тщательному отслеживанию со стороны органов финансового контроля и правоохранительных органов. Так, в США контроль за соблюдением банковского законодательства возложен на целый ряд учреждений, включая минфин, Федеральную резервную систему, Государственный департамент, минторг и Федеральную корпорацию депозитного страхования США. По ряду вопросов им оказывает содействие ФБР. В числе требований закона – обязательное условие, чтобы банки и другие финансовые учреждения хранили и поддерживали определенную документацию в течение пяти лет, а также обязательное условие для частных лиц, банков и других финансовых организаций отчитываться о внутренних и международных операциях, превышающих 10 тыс.долл. Денежные инструменты, ввозимые и вывозимые из страны либо вкладываемые или снимаемые в американских банках и других финансовых учреждениях, сами по себе не являются ни контролируемыми, ни незаконными. Однако сам факт перевозки суммы, эквивалент которой превышает 10 тыс. долл., должен быть декларирован в таможне в специальной форме "A Report of International Transportation of Currency or Monetary Instruments" - CMIR (Отчет о международном перемещении валюты или денежных инструментов). Обмен, снятие, вклад или перевод суммы, превышающей 10 тыс. долл. во внутренних банках и других финансовых учреждениях, должны быть декларированы в Internal Revenue Sеrvice - IRS (Налоговое управление, или Служба внутренних доходов) в "A Currency Transaction Report" - CTR (Отчет о валютных операциях). Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, могут подвергнуться уголовной и гражданской ответственности, а сами средства могут быть конфискованы. Руководитель, имеющий право подписи в банке, и лица, контролирующие ценные бумаги или счета в других странах общим объемом более 10 тыс. долл. в течение одного календарного года, должны представлять Федеральному казначейству отчет "A Report of Foreign Bank and Financial Account" - FBAR (Отчет о финансовых счетах в иностранных банках). Этот отчет представляется Казначейству до 30 июня включительно (в США финансовый год заканчивается в сентябре). И, наконец, начиная с 1986 г., предприятия розничной торговли и частные лица обязаны заполнять для предоставления в Службу внутренних доходов форму "Reports of Cash Payments over $ 10, 000 Received in a Trade or Business (IRS Form 8300) (Отчет о наличных платежах свыше 10 тыс. долл., получаемых в торговле и бизнесе).В других развитых зарубежных странах действуют аналогичные нормы, позволяющие использовать прозрачность кредитно-банковской сферы как средство для повышения эффективности системы финансового контроля в стране.Действующая в настоящее время система контроля и надзора за деятельностью кредитных учреждений, осуществляемая Банком России, имеет совершенно четкие цели, а именно – обеспечение системной устойчивости банковской системы, прежде всего, на базе учета таких параметров, как существенность рисков и качества внутрибанковских систем управления и контроля за рисками. В состав этих целей не входит (и не должно входить) обеспечение адекватности направления финансовых потоков целям и задачам повышения экономической безопасности государства.Кроме того, недостатки в деятельности Центробанка, допускаемые в сфере надзора за деятельностью коммерческих банков способствуют развитию такой группы нарушений налогового з...
Другие файлы:

Финансовый контроль в условиях рыночной экономики
Система и виды государственного финансового контроля. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации и проблемы их взаимодействия....

Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации
Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, осно...

Становление и развитие финансового контроля в России
Экономическая сущность, виды, формы, методы проведения финансового контроля. Органы финансового контроля, их задачи и функции. История развития финанс...

Система государственного финансового контроля
Управление общественными финансами в России. Система финансового контроля за управлением. Сущность государственного финансового контроля, его цели, пр...

Правовые основы государственного финансового контроля в Республике Таджикистан
Понятие государственного финансового контроля. Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Респу...