Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Рынок экологически чистой продукции

Тип: реферат
Категория: Экология
Скачать
Купить
Обзор европейского рынка экологически чистой продукции. Задачи законодательства относительно органического (биологического) производства в Евросоюзе. Основные направления продвижения биопродуктов на рынке. Экологически чистая продукция в Украине.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет эколого-экономический

Кафедра экономики природопользования

РЕФЕРАТ

на тему: «РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ»

Выполнила ст. гр. ЭК-55

Мерцалова Е.Е.

Одесса 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1 Обзор рынка экологически чистой продукции

1.2 Рынки отдельных стран

1.3 Способы продвижения

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ В УКРАИНЕ

2.1 Стимул для оздоровления

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

В последнее время на мировом рынке появляется все больше и больше экологически чистых продуктов питания. На Западе и в Америке особым спросом стали пользоваться исключительно натуральные продукты питания. Специалисты отмечают, что за последние десять лет объем рынка экологических товаров увеличился в десять раз и достиг рубежной точки в 308 миллиардов долларов. Среди мировых лидеров по производству экологически чистых товаров можно выделить США, Францию, Канаду, Японию, Германию. Сейчас в сегменте мирового рынка можно встретить огромное количество товаров, произведенных из экологически чистого сырья. К таким товарам можно отнести продукты питания, стиральные порошки и смеси, моющие средства, и другие фармакологические препараты. Экологические товары во многом обязаны своей популярностью огромным рекламным кампаниям, которые сформировали культуру потребления. С каждым годом увеличивается количество видов экологических товаров. При этом стоит внимательно относится и к самим производителям такого вида продукции. Как правило, наличие слов ЭКО или БИО на этикетке не означает, что этот товар экологически чистый. Экологичность товара заключается в его свойствах, и воздействии, как на окружающую среду, так и на организм человека. Как пример, можно привести грибы. Они должны быть выращенные в природных условиях и с использованием природных удобрений, при этом из производственного процесса должна быть исключена любая химическая обработка. Только после этого товар является экологически чистым. Также сюда стоит отнести свойства степень утилизации товара, после его использования. С начала 90-х годов в Европе появилась система, контроля и сертификации экологически чистых товаров. Товары, прошедшие сертификацию, маркируются, и только после этого товар является безвредным для окружающей среды.

1. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ

В 2010 году население Земли достигло почти семи миллиардов человек, прогноз на 2050 год - более девяти миллиардов. Пожалуй, главные проблемы цивилизации - это обеспечение продовольственной безопасности, сохранение ресурсов планеты и повышение уровня жизни. Именно такие цели ставит производство экологически чистых (органических) продуктов питания.

Традиционная пищевая промышленность единственный способ обеспечения растущего населения продовольствием видит в использовании достижений химии и генной инженерии, что позволяет увеличить урожайность. Экологическое производство предполагает сохранение природных ресурсов и здоровья человека на основе использования только натуральных методов хозяйствования. Эту мысль подчеркивает, например, президент Федерации органической пищевой промышленности Германии (BOLW) Феликс Принц Левенштейн. Он уверен, что правильный метод ведения сельского хозяйства - не генная инженерия, а органическое производство, которое способно накормить весь мир. Многие европейские страны прикладывают заметные усилия к развитию производства экологически чистых продуктов и их продвижению. В Евросоюзе действует довольно строгое законодательство относительно органического (биологического) производства. Его задачи сформулированы следующим образом:

· установление правил производства, маркировки и контроля над качеством экологически чистой продукции;

· защита потребителя;

· информирование покупателей об органической продукции, методах ее производства и пользе для здоровья и жизни человека.

Понятие «экологическое (органическое, биологическое) производство» было зафиксировано в директиве ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции № 2092/91 от 24 июня 1991 года». С 1 июня 2009 года действует новая директива за номером 834/2007. Она определяет:

1. Нормы экологического земледелия. Запрет на использование в хозяйствах, производящих экологически чистую продукцию, генномодифицированного посевного материала, клонирования и облучения, синтетических и химических средств обработки почвы и защиты растений. Использование только посевного материала, выращенного в экологических хозяйствах.

2. Нормы экологического животноводства. Использование исключительно экологических кормов, отказ от синтетических добавок, стимуляторов роста и генных технологий. Свободный выгул и выпас животных в летнее время. Запрет на привязное содержание скота.

3. Маркировку продуктов экологического сельского хозяйства. До июля 2010 года единый для всех производителей стран-членов ЕС логотип использовался на добровольной основе, одновременно существовали частные и национальные логотипы. Сейчас действует новый обязательный логотип - так называемый Биолист. Для получения разрешения на его использование необходимо, чтобы 95 % ингредиентов имели органическое происхождение, а сама продукция была расфасована таким образом, чтобы изменить ее содержимое, можно было лишь вскрыв упаковку. При этом по-прежнему не запрещается использование частных и национальных логотипов, однако они не должны занимать центральное место по отношению к маркировке ЕС. Также новая маркировка предполагает наличие специального кода рядом с логотипом, в котором указаны страна-производитель и номер контрольного пункта. Для продукции, импортируемой из стран, не входящих в Европейский союз, логотип может быть использован добровольно - как и для маркировки нерасфасованного продукта. Товары, выпущенные до 1 июля 2010 года, не подлежат новой маркировке.

1.1 Обзор рынка экологически чистой продукции

В экологических хозяйствах стран ЕС производятся бобовые и зерновые культуры, молоко, чай, мед, грибы, яйца, мясо, молоко и молочные продукты, овощи, морские аквакультуры, дрожжи, вино. По данным агентства Росбизнесконсалтинг (РБК), оборот мирового рынка биопродукции составляет 36,4 млрд. евро, средний годовой прирост - 4 млрд. евро. Более того, рынок экологически чистых продуктов практически не был затронут экономическим кризисом. Начиная с 2008 года, в Европе отмечен 10-процентный рост продаж экопродукции. С точки зрения размеров рынка лидерами являются Германия, Франция и Великобритания (по данным Agrarmarkt Informationsgesellschaft AMI (D)). Это более низкие темпы по сравнению с 2000-2008 годами, но на фоне глобальной экономической ситуации они весьма впечатляют. Ощутимо выросли расходы на биопродукты на душу населения в Дании, Австрии, Германии, Великобритании. По прогнозам, в ближайшее десятилетие сегмент экологически чистой продукции сохранит высокую динамику роста во многих странах.

Доля экологического производства в Европе составляет около четырех процентов сельскохозяйственных площадей - 7,39 млн га, в том числе 3 млн - биопашня и 3,2 млн - биопастбища. Самое большое количество экоплощадей в Италии (1,15 млн га), за ней следуют Испания (1 млн) и Германия (0,87 млн). Происходит и расширение ассортимента. Так, в ФРГ в 2010 году общее количество экопродуктов, имеющих на маркировке национальную биопечать, превысило 55 тыс наименований. По данным РБК, наибольшие продажи отмечаются в сегменте горячих напитков (13 %), выпечки и хлеба (10,3 %), специй (9,7 %), мяса и мясных изделий (8,1 %), кондитерских изделий (6,1 %).

1.2 Рынки отдельных стран

Германия. По данным Okologische Lebensmittelwirtschaft BOLW (D), продажи на немецком рынке органических продуктов составили в 2009 году 5,8 млрд евро. Число органических ферм выросло до 21047 хозяйств (5,6 % всех фермеров). Также заметно увеличилось и количество розничных биомаркетов: появилось 15086 кв. м новых площадей.

Франция. Для французского органического рынка 2009 год был очень успешным. Число ферм, производящих экологически чистые продукты питания, составило 16446 - рост на 23 % (по данным Agence, Bio (F)). Среди всех сельскохозяйственных угодий страны предприятиями, выпускающими продукцию, которая соответствует экологическим критериям Евросоюза, занято 2,5 %. Уровень продаж органических товаров в 2009 году оценивается экспертами в 3 млрд евро (почти вдвое больше чем в 2005 году), что составляет 1,9 % всего продовольственного рынка Франции. Отдельно стоит упомянуть о биологическом виноделии страны. В 2009 году площадь виноградников, обрабатываемых органическим способом, увеличилась на 39 %, а количество биохозяйств - на 31 %. Оборот биовин вырос на 65 %, и по этому показателю Франция стабильно удерживает второе место в мире после Италии.

Великобритания. Рост площадей, занятых органическим сельским хозяйством, составил в 2009 году 9 %, достигнув 746516 га (по данным Soil Association (GB)). Несмотря на кризис, были зарегистрированы рекордные продажи молока, произведенного в соответствии с экостандартами Евросоюза. Значительный рост пока...

Другие файлы:

Рынок экологически чистой продукции
Сущность популяционной системы. Анализ европейского рынка экологически чистой продукции. Направления продвижения биопродуктов на рынке Евросоюза. Обзо...

Провалы рынка природопользования и необходимость его государственного регулирования
Практика развитых стран показывает, что рыночные отношения в экологической сфере расширяются. Растёт из года в оборот экотехники, расширяется рынок от...

Оценка эффективности инвестиционного проекта по внедрению нового продукта на материалах "ООО БМ Джей Процессинг"
Понятие инвестиционного проекта. Концепция и базовые элементы управления проектом. Рекламная деятельность и оценка ее эффективность. Характеристика пр...

Методы и измерители производительности труда
Производительность труда определяется объемом продукции (работы), произведенной работником в единицу времени. Рассчет объема продукции по валовой, тов...

Парадоксы экологически чистой энергии