Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Развитие фирмы в условиях олигополистического рынка

Тип: курсовая работа
Категория: Экология
Скачать
Купить
Сущность, характерные черты и причины образования олигополии как рыночной структуры. Модели олигополистического поведения фирм. Анализ бизнес-набора (набора роста и прибыли) СП ОАО "Брестгазоаппарат"; оценка конкурентной позиции на рынке предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

1.1 Производство фирмы в условиях олигополии

1.2 Модели олигопольного поведения

1.2.1 Олигополия на рынке гомогенного блага

1.2.2 Олигополия на рынке гетерогенного блага

1.2.3 Олигополия в теории игр

2. ПРОИЗВОДСТВО СП ОАО "БРЕСТГАЗОАППАРАТ" НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ

2.1 Характеристика СП ОАО "Брестгазоаппарат" как олигополиста

2.2 Конкурентный анализ и конкурентная позиция СП ОАО "Брестгазоаппарат"

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью существования фирмы в рыночных условиях является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

Рассматривая взаимодействия олигополистов, А. Курно показал, что каждая фирма предпочитает продавать такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:

- для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара;

- цена равновесия зависит от числа продавцов.

Монопольная цена возникает при единственном продавце. С увеличением количества продавцов цена равновесия падает, приближаясь к предельным издержкам. Таким образом, модель А. Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается по мере роста числа продавцов.

Модель Курно была подвергнута критике в работах Ж. Бертрана и Ф. Эджуорта, которые показали, что предположение Курно о постоянном отсутствии реакций дуополистов на поведение друг друга неверно. Эджуорт выдвинул идею о неопределенности взаимной реакции фирм, а впоследствии детерминистская симметрия Курно была разрушена с введением в модели реакции фирм: продажи, издержки, количества товара, сервисное обслуживание. Практически одновременно появились работы с критикой неоклассической рыночной концепции -- Эд. Чемберлин "Монополистическая конкуренция" и Дж. Робинсон "Несовершенная конкуренция".

В отличие от Маршалла и Чемберлин, и Робинсон в своих теоретических разработках постарались теснее связать анализ цен конкуренции с реалиями экономической действительности. Чемберлин и Робинсон выступают против положения, согласно которому производитель не имеет возможности влиять на цену. Он получает эту возможность, занимая исключительное положение на рынке либо в силу небольшого числа поставщиков, либо в силу ограниченного количества товаров определенного качества.

Проблемы несовершенной конкуренции и форм конкуренции при олигополии подробно исследовала Робинсон. Она выделила такие формы конкуренции, как лидерство в ценах, "издержки плюс", соглашения производителей и поставщиков в рамках отрасли, государственные ограничения; охарактеризовала практику "ценовой дискриминации" посредством раздела рынка сбыта одного товара на сегменты с разным уровнем цен, практику "снятия сливок" путем организации продаж разным группам потребителей с учетом различий в уровнях их покупательной способности.

Следующим шагом в разработке теории олигополистического ценообразования была теория ломаной кривой спроса, предложенная в 1939 г. П. Суизи, Хэллом и Хитчем. Она, в частности, объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке при изменении затрат или спроса на продукцию, пределы изменения цен.

Положительные и отрицательные последствия олигополии исследовались и другими экономистами. Некоторые из них, например, Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, считали, что олигополия способствует техническому прогрессу. Она позволяет финансировать НИОКР, обеспечивает выпуск новых товаров, поскольку повышает уверенность инвесторов в получении высоких прибылей при расширении ассортимента создаваемых товаров.

Предметом исследования являются условия функционирования олигополии, а объектом исследования является одно из крупнейших предприятий-олигополистов СП ОАО "Брестгазоаппарат".

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов фирмы как экономического субъекта рыночной экономики и ее развития в условиях олигополистического рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических основ олигополии как рыночной структуры;

- анализ и оценка моделей олигопольного поведения фирм;

- исследование фирмы как экономического субъекта в условиях олигополистического рынка на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат".

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

1.1 Производство фирмы в условиях олигополии

Видом рыночной структуры, занимающим промежуточное место между идеальными моделями монополии и совершенной конкуренции, является олигополия.

Олигополия -- это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка, т. е. некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция в этом случае может быть как однородной, так и неоднородной; равновероятно как наличие, так и отсутствие барьеров, препятствующих входу на рынок; покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.

Допущения, на которых базируется вычленение олигополии как особой структуры рынка, немногочисленны и более реалистичны, чем в моделях совершенной конкуренции и монополии:

1.В условиях олигополии продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В случае однородности продукции речь идет о классической или однородной олигополии, а во втором -- о неоднородной или дифференцированной олигополии.

2.Немногочисленность продавцов, которым противостоит множество покупателей. Это значит, что последние на олигополистическом рынке являются ценополучателями. Поведение же продавцов характеризуется возможностью влиять на рыночные цены.

3.Возможности входа на рынок варьируются в широких пределах: от полностью блокированного входа (как в модели монополии) до совершенно свободного (как в моделях совершенной конкуренции). Возможность регулировать вход, а также необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов.

Итак, при олигополии большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Таким образом, в качестве характерных черт олигополии следует отметить:

1. Немногочисленность фирм в отрасли, господство которых основывается на процессе концентрации производства. Различают классическую (жесткую) олигополию, когда на рынке господствует 3 -- 4 фирмы, и мягкую олигополию, когда основную долю продукции выпускают 6 -- 8 фирм. Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей. Наиболее известным является, как уже отмечалось, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Данный индекс дает базу для следующей классификации слияний:

Если HHI < 1000, то рынок характеризуется как неконцентрированный. В данном случае правительством допускается дальнейшее слияние фирм.

Если 1000 < HHI < 1800, то рынок оценивается как умеренно концентрированный, при ННI 1400 он оценивается как "угрожающе немногочисленный".

Если ННI > 1800, то рынок оценивается высококонцентрированным или "немногочисленным". В этом случае, как правило, дальнейшее слияние не допустимо при увеличении HHI на 100 пунктов. [7, с. 130]

Кроме данной классификации существует и такая, которая предложена У. Шепардом. В зависимости от совокупной рыночной доли четырех ведущих фирм-продавцов олигополистические рынки рассматриваются как плотная, или компактная, олигополия и неплотная, или просторная, олигополия.

В первом случае, четыре ведущих фирмы отрасли занимают 60 % рынка и более, а потому сговор олигополистов вполне осуществим. Данная рыночная структура, наряду с чистой монополией, является, по мнению У. Шепарда, неэффективной конкуренцией. При неполной олигополии четыре ведущих предприятия отрасли занимают до 40 % рынка, сговор в этом случае практически невозможен, а сама рыночная структура, как и монополистическая и совершенная конкуренция, является эффективной.

2. Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Барьеры связаны, в частности, с эффектом масштаба, выступающим важнейшей причиной широкого распространения и длительного сохранения монополистических структур. Кроме того, монополистическая концентрация может порождать...

Другие файлы:

Поведение фирмы в условиях олигополии
Олигополия как современная рыночная структура. Её характерные особенности и тенденции развития в России. Анализ сущности олигополистического ценообраз...

Основы выработки поведения фирм в олигополической отрасли
Олигополия это одна из моделей рынка несовершенной конкуренции. Помимо олигополии к моделям рынка несовершенной конкуренции относят чистую монополию,...

Фирма (предприятие) в условиях рынка
Общее понятие фирмы и анализ ее составляющих. Внутренняя и внешняя среда фирмы, цели и задачи, миссия. Общая характеристика фирмы в условиях рынка, ос...

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Сущность, теоретические основы и условия возникновения рынка совершенной конкуренции. Поведение фирмы в этих условиях. Модели рыночной структуры и усл...

Основные черты олигополии
Олигополия в работах экономистов, ее понятие и экономическая сущность. Нескоординированная олигополия в России, основные формы поведения фирм в ее усл...