Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Ликвидация загрязнений морской среды при авариях и затоплениях судов

Тип: реферат
Категория: Экология
Скачать
Купить
Аварийное загрязнение нефтью. Механические, физико-химические и биологические методы и стадии ликвидации аварийных разливов нефти. Катастрофа в Керченском проливе. Экологическая катастрофа в Желтом море. Удаление нефтяных пленок с водной поверхности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

Введение

1. Аварийное загрязнение нефтью

2. Методы ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН)

3. Стадии ЛАРН

4. Катастрофа в Керченском проливе

5. Экологическая катастрофа в Желтом море

6. Удаление нефтяных пленок с водной поверхности

Список использованной литературы

Введение

Морской транспорт является одним из источников хронического загрязнения морской среды и повышенной угрозы разливов нефти, которые могут нанести непоправимый вред легко уязвимой природе.

Экологическая опасность морского транспорта складывается из двух составляющих - эксплуатационной и аварийной. Очень трудно сказать, какие из них наиболее опасны для окружающей среды. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации судов, портов и судоремонтных предприятий, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах. При аварийных разливах происходят залповые сбросы большого количества загрязнителей, но они ограничены районом аварии и прилегающими территориями. При аварийном сбросе наблюдается массовая гибель обитателей моря, а при эксплуатационных загрязнениях происходит хроническое отравление всего моря.

1. Аварийное загрязнение нефтью

Согласно методике Хелком (SSPA Отчет N? 7596-1, 1996) общая вероятность аварии равна 0,4 на 1000 рейсов. Вероятность риска разлива принимается равной 0,05 на 1000 рейсов в открытом море и 0,25 в опасных местах. С учетом вероятной частоты аварии с посадкой на мель и столкновением средний размер нефтяного разлива может быть оценен как 1/48 от количества перевозимой за рейс нефти.

Как отмечалось ранее, экологическая безопасность морского транспорта подразумевает не только предотвращение загрязнения моря с судов в процессе их нормальной эксплуатации, но и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с угрозой разливов нефти и их ликвидацией.

В состав региональных ШРО входят представители крупных коммерческих компаний (судоходных, нефтеразведочных, нефтедобывающих и рыбопромысловых) военно-морского флота, пограничной службы, органов, контролирующих качество окружающей среды. К работе ШРО привлекаются владельцы аварийных объектов. В плане приведены права, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц ШРО. Основная работа по ЛРН ложится на БАСУ, владельца основного количества оборудования ЛРН. На него или его представителя возлагается функция руководителя операциями на месте разлива.

Операции ЛРН невозможны без соответствующего информационного обеспечения. В первую очередь это касается содержания необходимой информации, ее объема, порядка получения и передачи. Поэтому в плане приведена схема оповещения, процедура передачи и приема информации. Ее содержание и объем должны соответствовать требованиям OPRC и российского законодательства.

В плане приводится пример алгоритма принятия решения о начале операций, дано краткое описание технологий ЛРН, порядок документирования операций ЛРН. Отмечается, что в зимних условиях ликвидация загрязнения возможна только в разводьях льда, подо льдом, толщина которого может достигать 2 м. Ликвидация нефти практически невозможна.

Расходы по ЛРН, в том числе и компенсация за ущерб, возмещается за счет лица, ответственного за возмещение ущерба в случае инцидента, связанного с разливом нефти. Если это по каким-либо причинам невозможно, финансирование работ проводится из территориальных или федеральных экологических фондов, из резерва финансовых и материальных ресурсов субъектов Федерации, в зоне ответственности которых произошел разлив. В необходимых случаях по решению правительства возмещение выше указанных затрат производится из федерального бюджета. Оплата привлекаемых сил и средств, участвующих в операциях ЛРН, производится из резервного фонда администрации субъекта Федерации.

В плане в виде приложений приведены карты экологической чувственности, представлена информация об объемах и направлениях транспортировки нефти, расчет вероятного объема разлива, краткое описание поведения разлитой нефти на открытой воде и в ледовых условиях, подробное описание природных и гидрометеорологических характеристик мест вероятных разливов нефти. В плане приведен перечень имеющегося оборудования и плавсредств, которые могут быть использованы для сбора и/или уничтожения разлитой нефти, схемы и способы их доставки к месту разлива нефти.

2. Методы ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН)

§ Механические методы (выемка почв, сбор нефтепродуктов)

§ физико-химические методы (промывка, дренирование, сорбция);

§ Биологические методы (биоремедиации и фиторемедиации);

Сорбционная очистка воды является одним из эффективных способов. Преимуществами данного метода, безусловно, можно отнести возможность удаления загрязнений любой природы практически до любой остаточной концентрации, управляемость процессом и быстрота воздействия (максимальная сорбция происходит в первые 4 часа)

Основными сорбентами являются лигнин, алюмосиликат, графит, опилки, торф.

Биологические методы являются наиболее экологически безопасными и способствуют восстановлению аварийных и систематических нефтеразливов в водоемах и водотоках до нормативных показателей. Ликвидацией аварийных разливов нефти занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на ведение аварийно-спасательных работ данного типа.

Одной из современных технологий очистки нефтестоков является так называемое биокомпостирование -- управляемый биологический процесс окисления (разложения) нефтяных углеводородов специализированной микрофлорой до безопасных соединений окиси углерода, воды и органического вещества биомассы. Биокомпостирование проводят на специально организованных площадках (временных или стационарных) -- в оформленных грядах-буртах, состоящих из структурирующих материалов -- торфа, опилок. Эффективность процесса достигается поддержанием определенного тепловлажностного режима компоста, содержания кислорода, соотношением азотно-фосфорных компонентов и количества нефтеокисляющей микрофлоры. Весь процесс занимает от 2 до 4 месяцев.

Особенности метода биокомпостирования:

§ Предварительно производится сортировка -- удаление из осадков инородных предметов, измельчение крупных кусков, нефтяные шламы перемешиваются и размещаются в грядах на подготовленной площадке;

§ В гряды вносятся (БАКи), структураторы, стабилизаторы, биологические активные композиции, минеральные удобрения;

§ В процессе биодеструкции периодически производят рыхление и увлажнение компоста.

3. Стадии ЛАРН

§ Установка ограждений, препятствующих дальнейшему распространению загрязнения (особенно актуально для сбора нефтепродуктов на воде и предотвращения растекания нефтаных пятен), нефтеуловителей, нефтеловушек.

§ Распыление сорбентов (в том числе биосорбентов), с помощью которых проводится естественное рассеивание нефтепродуктов, что позволяет минимизировать последствия растекания нефтепродуктов до того, как они затронут экологически чистую зону;

§ Механический сбор нефтепродуктов. Для этого используются так называемые скимеры (устройства для сбора нефти с поверхности воды)

Ликвидация аварийных разливов на суше (с почв) происходит по иной схеме, чем ларн на воде. Но если предполагается возможность комплексного загрязнения, используются универсальные системы ЛАРН. Как правило, они изготавливаются на заказ с учетом региональных, климатических и других потребностей, и представляет собой комплекс профессионального оборудования как для устранения аварийных разливов на воде, так и на суше.

загрязнение нефть экологический разлив

4. Катастрофа в Керченском проливе

В Черном и Азовском морях за сутки затонули 5 кораблей В воскресенье в Азовском море произошли четыре кораблекрушения. По причине сильного шторма затонули танкер и три сухогруза. Еще один корабль затонул в Черном море. Первым в Керченском проливе надвое переломился российский танкер "Волгонефть-139". В результате аварии в воду вылилось 1,3 тыс. т мазута. По факту этого инцидента возбуждено уголовное дело по ст. ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта) и ст.252 УК РФ (загрязнение морской среды). Через некоторое время в районе порта "Кавказ" затонул сухогруз "Вольногорск" с 2,5 тыс. тонн серы на борту. В результате инцидента сера в море не попала, члены экипажа сухогруза своевременно покинули корабль и были спасены. Около 14:00 мск стало известно, что в Керченском проливе затонуло еще одно судно с грузом серы - сухогруз "Нахичевань". Удалось спасти лишь трех из одиннадцати членов экипажа. В поисках восьми оставшихся принимают участие три судна - "Меркурий", "Посейдон", "Капитан Задорожный". Четвертым судном, потерпевшим бедствие оказался сухогруз "Ковель". Экипаж корабля полностью эвакуирован. Корабль начал тонуть после того, как получил пробоину, наткнувшись на затонувший ранее сухогруз "Вольногорск". Несмотря на то, что око...

Другие файлы:

Охрана морской среды
В книге обобщены и систематизированы сведения по вопросам охраны морской среды, связанные с эксплуатацией морского транспорта и морских буровых устано...

Судовые средства по предотвращению загрязнения моря и их эксплуатация
Рассматриваются источники загрязнения морской среды, пути и средства обезвреживания образующихся на судах загрязнений. Излагаются правила по предотвра...

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов
Охрана окружающей природной среды на международном уровне. Проведение Конвенции в Лондоне в 1973 году. Общие обязательства по предотвращению загрязнен...

Основные требования Лондонской конвенции (МАРПОЛ -73/78 части 2, 3, 4) по предотвращению загрязнения морской среды вредными и загрязняющими веществами
Принципы классификации вредных жидких веществ и предотвращение загрязнения ими морской среды. Порядок исполнения экологического контроля судов при осу...

Загрязнения природной среды
Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения, физические, химические и биологические загрязнения природной среды. Пос...