Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики

Тип: курсовая работа
Категория: Экология
Скачать
Купить
Анализ структуры и содержания школьного курса физики. Основное понятие "экологическое и энергосберегающее воспитание" в учебно-воспитательном процессе школы. Формирование представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Физический факультет

Кафедра оптики

Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики

Курсовая работа

Исполнитель:

студентка группы Ф-34П А.М. Спиридович

Научный руководитель:

к. ф.-м. наук, доцент Н.А. Алешкевич

Гомель 2013

Реферат

Курсовая работа 35 страниц, 6 таблиц, 3 рисунка, 7 источников.

Ключевые слова: воспитание, обучение, экологические проблемы, физические факторы, окружающая среда, загрязнения, энергетические ресурсы, бережливость, рациональное использование ТЭР.

Объект исследования: экологическое образование в школе и энергосбережение воспитание школьника.

Предмет исследования: методы и приемы осуществления экологического образования и воспитания при обучении физике в школе.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Цель курсовой работы: изучение возможных путей и методов обучения школьников экологическим знаниям и знаниям по энергосбережению, как на урочных, так и внеклассных занятиях по физике.

В рамках курсовой работы выполнен анализ структуры и содержания школьного курса физики, рассмотрены возможности экологического образования и воспитания школьников, аспекты энергосбережения в школе. Раскрыты основное понятие "экологическое и энергосберегающее воспитание" в учебно-воспитательном процессе школы, определены наиболее эффективные методы и приемы экологического образования и воспитания школьников. Рассмотрены возможности и получения знаний по энергосбережению в школьном курсе физики.

Выводы: Показано, что экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физике связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы. Изучая курс физики, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание учеников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную работу.

Содержание

1. Национальные и региональные экологические проблемы

1.1 Приоритетные экологические проблемы

1.2 Биологическое и ландшафтное разнообразие

1.3 Текущая ситуация в топливно-энергетическом комплексе Республики Беларусь

1.4 Электроэнергетика Республики Беларусь. Настоящее и будущее.

1.5 Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды РБ на 2006 - 2010 годы

1.6 Цели и задачи национального плана

1.7 Брестская область

1.8 Витебская область

1.9 Гомельская область

1.10 Гродненская область

1.11 Город Минск

2. Состояние экологического образования и воспитания в школе

2.1 Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования

2.2 Подходы экологического образования

2.3 Принципы экологического образования

2.4 Экологическое образование в общеобразовательных и внешкольных учреждениях

3. роль КУРСА ФИЗИКИ В ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

3.1 Роль курса физики в изучении основ экологии

3.2 Включение элементов экологии и энергосбережения в курс физики

3.3 Особенности преподавания физики при формировании экологического мировоззрения

3.4 Занятий по вопросам экономии и бережливости для каждого класса общеобразовательных учреждений

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели проблемы экологии и энергосбережения. Стало очевидно, что преодолеть экологический кризис только одними техническими средствами уже невозможно. Человечеству предстоит создать новую культуру -- как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. В основе этой новой культуры должно лежать экологическое образование.

Особая роль в формировании «гражданина XXI века» принадлежит школе, так как основы экологического и энергосберегающего образования подрастающего поколения закладываются именно в школе. Закон «Об образовании» ставит перед современной школой задачу всестороннего и гармонического развития личности, которая в условиях глобального экологического кризиса должна обладать систематизированными знаниями об окружающей среде, умениями и навыками природоохранной деятельности и общей экологической культурой.

В связи с отсутствием в базисном учебном плане школы в качестве обязательной учебной дисциплины экологического характера, решение задач экологического образования возможно, если оно будет пронизывать содержание всех традиционных учебных предметов. В реализации школьного экологического образования наряду с другими дисциплинами велико значение курса физики, поскольку именно физика как наука о природе дает учащимся представление о целостности природы, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, причинно-следственных связях природных явлений, источниках «физического» загрязнения окружающей среды; формирует научную картину мира и понимание необходимости регулирования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия и предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса; позволяет рассмотреть с учениками пути преодоления конкретных экологических кризисных ситуаций, показать им важность в этом отношении науки и техники.

Эффективность современного школьного курса физики в этом направлении крайне низка. Учителя физики экологическому и энергосберегающему образованию не уделяют практически никакого внимания. Экологический и энергосберегающий материал включается в содержание уроков физики либо фрагментарно, либо вовсе не используется, учителя физики считают его дополнительным, иллюстративным, а значит необязательным и второстепенным.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных экологическому и энергосберегающему образованию, содержание, формы и методы экологического и энергосберегающего образования в процессе обучения физике разработаны недостаточно.

Вышесказанное позволяет выявить следующие противоречия:

1)между действующей моделью физического образования и новыми современными требованиями к экологическому и энергосберегающему образованию выпускников основной общеобразовательной школы;

2) между потенциальными возможностями экологической и энергосберегающей подготовки школьников в процессе изучения физики и их недостаточной реализацией в практике основной общеобразовательной школы.

Отсюда возникает проблема исследования: педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики основной общеобразовательной школы.

Цель исследования -- выявить и обосновать педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная научная разработанность и практическая значимость определили выбор темы исследования «Вопросы экологии и энергосбережения в школьном курсе физики ».

Объект исследования -- экологическое образование учащихся при обучении физике.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений школьников в курсе физики общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность формирования экологических и энергосберегающих знаний и умений учащихся в курсе физики общеобразовательной школы возможна в случае, если:

1) создана система экологического и энергосберегающего образования на базе курса физики, включающая содержание экологического материала, методы обучения и формы организации учебного процесса;

2) содержание экологического и энергосберегающего материала органически связано с курсом физики, учитывает комплексный характер экологических и энергосберегающих знаний и межпредметные связи курса физики с дисциплинами естественнонаучного цикла, ориентировано на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня;

3) обучение осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия
учащихся с окружающей средой;

4) обеспечивается самостоятельная деятельность школьников по изучению, анализу состояния окр...

Другие файлы:

Теоретические методы познания в школьном курсе физики
Сущность теоретических методов познания, примеры их использования в школьном курсе физики. Этапы цикла научного познания. Методы абстрагирования, идеа...

Изучение астрофизических вопросов в школьном курсе физики
Особенности изложения вопросов астрономии в школьном курсе физики. Формирование понятия "астрономические законы" на уроках физики. Методика проведения...

Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект
Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории. Методические приемы изучения культуры в школе. Вопросы культуры в...

Проблемы экологии в школьном курсе химии
Принципы экологического образования. Экологическое воспитание и образование школьников. Формы, методы и средства организации экологического воспитания...

Использование современных педагогических технологий в школьном курсе информатики
Историческое начало и элементы педагогической техники. Педагогическое разрешение и создание конфликта. Ознакомление с особенностями организации и пров...