Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Перспективы развития экономики природопользования и природоохраны

Тип: контрольная работа
Категория: Экология
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕ1. Совершенствование экологического механизма природопользования2. Экономическое стимулирование природной среды3. Финансовое регулирование природоохранной деятельностиСписок использованной литературы1. Совершенствование экологического механизма природопользованияВ условиях перехода к рыночным отношениям предпочтение, в государственном регулировании качества окружающей среды, следует отдавать экономическим мерам - элементам экономического механизма природопользования (ЭМПП), который должен включать следующие элементы:– финансовую базу;- экологическую индустрию (экобизнес); экологическое планирование; систему лимитов на природопользование (жестких экологических ограничений);- систему платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды (ОС);- систему экономического стимулирования рационального природопользования и ОС;- социально-экономическую оценку природных ресурсов; систему экологического страхования.Основой ЭМПП должна быть мощная и динамичная финансовая база. В кредитно-финансовой системе необходимо создать новые структуры, которые позволяли бы осуществлять как сугубо финансовые операции, так и функции объединения средств различных экологических фондов, предприятий и организаций, а также функции контроля за расходованием этих средств. Такими структурами могли бы быть экологические банки как особые государственные и коммерческие учреждения.Вторым элементом ЭМПП должна стать экологическая индустрия. В России эта отрасль хозяйствования только формируется. Её основу могут составить предприятия экологического профиля любых форм собственности по следующим направлениям:– по переработке бытовых и промышленных отходов;– по защите воздушного бассейна, водных и земных ресурсов;–по производству экологически чистых продуктов питания, экологическому воспроизводству, включающему воспроизводство редких видов животных и растений, восстановление и повышение плодородия почв и продуктивности пастбищ, формирование качества ближайшей среды жизни человека и другое. Необходимо экономическими мерами стимулировать создание подобных предприятий [2, с.170].С формированием экоиндустрии тесно связан экологический рынок. В его рамках необходимо развивать рынок идей, патентов, средощадящей техники и технологий, ресурсов, в том числе и вторичных, товаров, труда, услуг и капитала. Можно с большой уверенностью предположить, что в ближайшие 50 лет рынок "экологических благ" займет ведущее место в мировой экономике и обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.Сегодня в стране нет плане экоразвития, а принимаемые программы малоэффективны из-за слабой экономической проработки, отсутствует четкая экополитика. Одним из важнейших условий решения вопросов природопользования должно быть экологическое планирование с реализацией планов восстановления природно-ресурсного потенциала до определенного уровня. Его целью является оптимизация хозяйствования с минимизацией экологических ущербов как от деградации эксплуатируемой территории , так и от ухудшения состояния здоровья населения.С целью совершенствования существующей системы лимитов на природопользование, кроме установленных предприятием жестких экологических ограничений, необходимо также разрабатывать таковые и для отдельных территорий и экосистем. Показатели экологической емкости территории должны учитывать допустимую техногенную нагрузку, изъятие природных ресурсов и другие факторы.В совершенствовании нуждается и такой элемент ЭМПП, как система платежей за природопользование и загрязнение ОС. В эту систему входят:– плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес, иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, включая воздух для хозяйствования);– плата за загрязнение ОС и другие виды воздействия.Если механизм платы за право пользования землей, недрами, водой и лесом разработан и утвержден законодательством, то в отношении остальных природных ресурсов еще необходимо провести ряд научно-исследовательских работ в этой области (особенно по проблеме рационального использования кислорода и платы за него). Что же касается платы за загрязнение ОС, то несмотря то, что "Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" существует, взимание платы за радиоактивные, шумовые, электромагнитные, бактериальные загрязнения ОС не осуществляется из-за отсутствия методических разработок. Тем более полностью отсутствуют хотя бы какие-то наброски по этой проблеме относительно кислорода.Что касается системы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны ОС, несмотря на то, что ее элементы утверждены законом РФ "Об охране окружающей среды", на практике она не применяется из-за усложненной процедуры оформления налоговых и других льгот.Известно, насколько серьезный ущерб хозяйствованию наносит аварийное загрязнение ОС. Его доля в общем объеме загрязнения достигает 25-30 %. Реальность такова, что в силу ограниченности в средствах как организаций и предприятий, так и государства, более 80 % ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное – из государственных резервов. Поэтому очень важно сформулировать в рамках ЭМПП специальную систему экологического страхования. Главным условием создания такой системы выступает принцип трансграничности её функционирования, т.е. достижение стандартов экологической безопасности обще регионального и даже мирового уровня для всех ее участников, т.к. распространение вредных веществ не признает ни каких границ [8, с.95].Однако само по себе формирование системы экологического страхования - ещё не гарантия понесенных обществом потерь. Необходимо на её базе развивать различные формы экологического предпринимательства, предварительно утвердив их в законодательном порядке.2. Экономическое стимулирование природной средыВ России стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды (ООПС) осуществляется на законодательном уровне путем:– установления налоговых и иных льгот, представляемых государственным и иным учреждениям и организациям, в том числе и природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных те...
Другие файлы:

Республика Адыгея – ресурсы, структура хозяйства, уровень развития, перспективы
Географическое положение Республики Адыгея. Природно-ресурсный потенциал, проблемы рационального природопользования, отраслевая структура экономики. З...

Объект и предмет экономики природопользования
Основные задачи экономики природопользования на современном этапе. Роль и содержание экологического менеджмента на предприятии. Выгодность сбалансиров...

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды
Сущность, правовые основы, задачи и принципы государственного регулирования природопользования и природоохраны, его формы и методы. Функции государств...

Основы экологии и экономика природопользования
Представлен комплекс теоретических, методологических и прикладных аспектов общей экологии и экономики природопользования. Анализируются основные понят...

Философы зоозащиты и природоохраны
Рассматриваются воззрения 54 философов зоозащиты и природоохраны из США, Канады, Норвегии, Австралии, Финляндии, Индии, Италии, Польши, Германии, Вели...