Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экология

Единство человека с природой

Тип: реферат
Категория: Экология
Скачать
Купить
Единство человека с природой (спор космиста, рационалиста и персоналиста)Л. И. Василенко К русскому космизму нередко относят круг идей, связанных с именами Н. Федорова, К. Циолковского, А. Чижевского, В. Вернадского и немногих других. Сравнительно менее охотно привлекают Вл. Соловьева, П. Флоренского, С. Булгакова, соединявших христианскую духовность с религиозной метафизикой древней и современной им философии. В этом космизме выразилась, на мой взгляд, преемственность с технократическим космизмом позднесоветского периода. Тогда идеи Вернадского и Циолковского подавались как покорение природы, расширяющее сферу своего охвата с Земли на другие небесные тела. Идеи Соловьева и др. для этого не годились, и их в основном игнорировали. Оппонентами такого космизма в 70-80-е годы стали главным образом экологи, включая "экософов" и "глубинных экологистов", чьи аргументы против технического овладения миром, пусть даже и по-федоровски интерпретированного, снять невозможно. Но есть уже и другие оппоненты.Всякий, кто брал в руки известную "Розу Мира" Д.Андреева, убеждался, что технократический космизм игнорировал слишком много из того, что открылось пытливой человеческой мысли в потаенных глубинах космического бытия. После Д.Андреева уже нет смысла оставаться космистом в стиле Циолковского, как и после Достоевского нет смысла быть гуманистом в духе Ренессанса. Сказанное вовсе не означает принижения заслуг Циолковского и полного согласия со всем, что внес в космизм Д.Андреев. Но Андреев совершил определенный прорыв за пределы гнозиса античности, космизма Древнего Востока и космизма русских религиозных мыслителей. И это не последнее слово.Есть во всем этом жизненно важные вопросы о назначении человека в мире, о его глубокой внутренней связи с природой, связи конститутивной для человеческого духа. В нетехнократическом космизме эти проблемы особенно выпуклы, поэтому космизм нами понимается дальше как духовное движение, корни которого уходят в эпоху "осевого времени" (К. Ясперс). Это движение было оплодотворено гностическими исканиями и христианской мыслью древности и затем вновь ожило в эпоху Ренессанса и в новейшие времена.Экологистов мы в данной работе относим к нетехнократическим космистам, ищущим путей гармонизации отношений человека с природой. Космос у этих космистов - нечто большее, чем Природа у экологистов, в Космосе больше внутренней глубины. Но те и другие солидарны в упреках ученым-естественникам и космистам-технократам в бесчувственном и нравственно безответственном отношении к природе, в том, что они слишком тесно связали себя с работой внутри западной цивилизации, как она есть, и мало озабочены созиданием цивилизации альтернативной, экологически сбалансированной. Эти упреки справедливы. Космизм, как и экологическое движение, - понятная реакция на научный рационализм, реакция, переключающая внимание на невидимые планы бытия, на те виды опыта взаимоотношений человека с миром, которыми наука и техника пренебрегли.Одних отталкивает, а других, напротив, привлекает в нетехнократическом космизме убеждение, что Космос (Природа) - высшая всеохватывающая реальность, а человек должен ей всецело принадлежать, внутренне отдавать ей себя. В таком отношении к миру есть нечто квазирелигиозное - преклонение перед Целым, трактуемым пантеистически. Однако рационалистическая культура не воспринимает Космос религиозно. Из следующего диалога космиста (К) и рационалиста (Р) будет ясна суть конфликта между нынешним космизмом и западноевропейской научно-рационалистической культурой, где-то отступающей, а где-то и продолжающей упорно защищать свои позиции.Р: Преклонение перед природой блокирует возможность непрестанного критического исследования, столь важного для поиска истины. Оно делает невозможной науку, обязывая считать космос не иначе как высшей силой над цивилизациями, культурами и человеком, делает его неприкосновенной святыней.К: Где нет святынь, там нет и этики. Рационализм превращает ее в дело ума и губит. Вы только не думайте, что я считаю рационалистов поголовно аморальными, но ведь мало кто готов жить согласно разуму, как Вы это понимаете. Люди больше эмоциональны, чем разумны, а Вы этим пренебрегли. Редко у кого разум способен возобладать над агрессивностью и жадностью по отношению к миру. Этика - не только принципы нравственно безупречного поведения, но и нравственные чувства, среди которых есть благоговение перед Высшим, благоговение перед жизнью и любовь к природе, чувство сострадания всем живым существам. Это для нас и важно. Если не проникнется человек чувством священного в природе, не ждите от него экологической ответственности. Р: Но какой ответственности Вы ждете от человека, которого пугаете Высшей силой мироздания? Вы же подавляете его как человека. Разве это не новое рабство? За рабами нужен постоянный присмотр, иначе чуть что - взбунтуются против каких хотите космических сил.К: Бунтарей поубавится, когда рассеется туман антропоцентризма и все увидят, что есть Хозяин. Мы им напомним Древний Ужас. Он есть в каждом из нас, в каком хотите рационалисте. Космос вводит в подсознание эту контр-программу для блокировки агрессивности, и она поможет справиться с их Древней Дерзостью. В конце концов люди боязливы и нуждаются в авторитете. А Космос - Хозяин разумный. Не думайте, что Мировой Разум - это совокупный разум всех ученых или даже всех цивилизаций. Читайте греков - они знали, что есть высший Ум. Присмотритесь и оцените. Он установит на Земле демократию всех тварей, где человек уже не будет монархом. Пусть будет отменен зловредный западный антропоцентризм во имя космоцентризма, и тогда мы добьемся от одних - просто послушания, а от других - добровольного самоизменения. Мы считаем многих людей способными самостоятельно понять, что пора поступиться кое-какими амбициями без амуниции, что Космос ждет от них лучшего поведения.Р: От власти Древней Мудрости нас давно освободил Декарт. Он прекрасно видел, что древние, как и недревние, мудрецы противоречили друг другу по каждому поводу: концы с концами не сходятся. Он научил нас доверять разуму, который выше природы, он возвышает человека и способен найти путь к истине. Ваш Барри Коммонер заявлял: "Природа знает лучше" - лучше, чем человек, как устроен мир и для чего все есть. Но мы сами вправе, должны и можем лучше природы знать, какой она должна стать. Природа - что-то не окончательное.К: Ваш Декарт уверял, что вся природа - это материя, что нет ни Мировой Души, ни духовных иерархий, что животные - не более чем сложные механизмы... Вот где рационализм показал себя слепым, не понимающим мира. Да и ключа у Декарта не было к Древней Мудрости, разве он ее понимал? Он и в себе не так много разглядел, не то что в Космосе, никто его вовремя не посвятил... Давно пора с ним расстаться.Р: Ну нет, с Декартом разберемся сами. Почему у Вас все время кто-то что-то шифрует, таит, кому-то передает ключи? Сами же повторяете, что космос - невыразимая тайна, тогда к чему эти шифры и ключи? Какие-то еще у Вас посвящения - пока тебя не посвятили, ничего не знаешь, а когда посвятили, то должен молчать. Не наши это правила игры, мы не ссылаемся на то, о чем нельзя говорить. А вот скажите проще: силы Вашего космоса - это дяди с кнутами или они уважают человека?К: Уважают и ведут путем духовного восхождения к Первоначалу, если человек не преступает высшие законы Космоса и прислушивается к его голосам.Р: А прочих не жалуют? А права на ошибку космос человеку не дает?К: Каждого из нас надо исправлять. Владыки кармы (карма - закон воздаяния) нелицеприятны и неумолимы, но у них не только кнут, и они всем дают полезные уроки. Куда важнее просвещать, что мы и делаем. И если Вы это хорошо поймете и начнете мыслить масштабами Вселенной, то будете свободны. Есть основной путь исправления ошибок - реинкарнация, но он слишком долгий, и ее роль прежде всего педагогическая. Но есть Путь более быстрый, и тот, кто на него вступит, обретет свет. Вас я и приглашаю на этот путь.Р: Где же тогда "демократия всех тварей"?К: Только для начала, чтобы избавиться от антропоцентрического высокомерия. Это в горизонтальном аспекте, на видимом плане бытия, а в вертикальном, невидимом - незыблемая иерархия сил, с которой не спорят. Она создает глубинный порядок сущего, и она же его...
Другие файлы:

Функции культуры
Реальное бытие культуры - в деятельности человека, в его взаимоотношениях с природой и обществом, в отношениях между людьми. Единство и различие между...

Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч.
М.: 2011. — Ч.1 - 128с., Ч.2 - 80с. Главная цель учебника - дать начальные сведения об истории, жизнедеятельности человека и его роли в соврем...

Ноосфера и техносфера
Понятия биосферы и ноосферы. Техносфера как особый тип взаимодействия с природой, которая познается путем практического воздействия человека. Роль суб...

Философская антропология Радищева
Общественно-политические идеи Радищева в атмосфере культурно-идеологического движения Просвещения, его социально-философские воззрения в оде "Вольност...

Социально - антропологические взгляды на феномен человека. Единство социального, биологического и духовного в человеке
Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Ис...