Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Военное дело и гражданская оборона

Сунь Цзы. Философия войны

Тип: реферат
Категория: Военное дело и гражданская оборона
Скачать
Купить
АкадемияРефератпо философии на тему:« Сунь Цзы. Философия войны.»Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплинСодержание
  • Вступление
  • Основная часть
  • Формы борьбы
  • 2.Формы боевых действий2.3.Тактика2.4.Использование местности2.5.Способы действия войск2.6.Управление войском2.7.Разведка2.8.Применение философии Сунь Цзы в современном мире.3.Заключение.ВведениеНа человека, проходящего службу в вооруженных силах, налагается огромная ответственность, так как от его действий, принятых им решений во многом зависит исход выполняемой боевой задачи. Поэтому командир должен умело руководить личным составом, знать тактику ведения военных действий, предугадывать действия противника, стратегически мыслить, в общем говоря, должен знать искусство войны. Многие полководцы обращались к этой теме, пытались выдвинуть общие правила ведения войны, проникнуть в ее сущность, с тем чтобы в дальнейшем, руководствуясь ими, выигрывать сражения, разбивать противника в самых сложных ситуациях. Я решил хотя бы немного проанализировать труд великого китайского полководца, военного теоретика и философа Сунь Цзы, жившего в 5 веке до н.э., так как его трактат «Искусство войны» очень велик по объему. Я взял основные мысли, положения, критерии трактата, которые могли бы пригодиться командиру в его служебной деятельности. Эта тема актуальна не только в военной среде, так как от подготовки командира зависит боеготовность подразделения, что во многом определяет исход сражения, но и среди гражданского населения, так как оно, безусловно, заинтересовано в своей безопасности и государства в целом.Итак, Сунь Цзы в своем трактате изложил основы ведения войны, насколько ему позволяло на тот момент развитие науки. Ее низкий уровень не позволял Сунь Цзы вскрыть действительные факторы, определяющие судьбы войны, тем более он не мог создать критерий ('правила'), при помощи которого возможно было бы предсказать течение военных событий.Излагая основы ведения войны, Сунь Цзы делает попытку раскрыть ее стратегическое содержание. В основе ведения войны, по его словам, лежат пять моментов: путь, небо, земля, полководец, закон. Рассматривая по содержанию эти пять моментов, которые Сунь Цзы положил в основу ведения войны, можно определить, что 'путь' - это моральное единство правителя и народа, 'небо'- это расчет времени, 'земля' - военно-географический элемент, 'полководец' - необходимые качества высшего командования, 'закон' - подготовка войск и снабжение их.Для успешного ведения войны, по мнению Сунь Цзы, необходим расчет времени и знание военной географии. Почти половина трактата посвящена выявлению значения местности на войне и правил ее использования. Здесь древний теоретик высказал много интересных мыслей. Но, излагая вопрос о местности, Сунь Цзы не проводил различия между полем боя и театром войны и не различал политико-географическую и тактико-топографическую оценки местности. Это объясняется тем, что такая дифференциация отсутствовала в древней науке вообще.Сунь Цзы наделил полководца всеми талантами и доблестями. 'Полководец, по его словам, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства' (гл. II, п. 15).Идеалистическое понимание роли полководца приводило Сунь Цзы к недооценке значения войсковых масс и их творческой деятельности. Состояние своего войска, - говорит Сунь Цзы, - лишь один из моментов обстановки, который следует учитывать полководцу. Об обязанностях полководца Сунь Цзы писал: 'Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние' (гл. X, п. 10). От этого умения полководца зависит успех на войне. Решающее значение, по Сунь Цзы, имеет знание противника и своих войск. 'Поэтому и говорится: если знаешь его (противника) и знаешь себя (свои войска), сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение' (гл. III, п. 9). Пятой основой ведения войны Сунь Цзы считал 'воинский строй, командование и снабжение', т. е. организацию войска, его обучение и воспитание, а также бесперебойное снабжение. Все эти моменты, безусловно, имеют важное значение для организации победы над врагом. Ошибка Сунь Цзы заключалась в том, что он все функции командования сосредоточивал в руках полководца, рассматривая командный состав лишь как передатчиков его воли.Исходя из пяти моментов ведения войны, Сунь Цзы приводит отправные данные для определения исхода войны. 'Кто из государей обладает путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены? У кого правильно награждают и наказывают?' (гл.1, п. 4). Тот, кто располагает всеми этими преимуществами, тот и побеждает. Следовательно, основы победы, по мнению Сунь Цзы, заключаются в моральном единстве народа со своим правителем, в талантливости полководца, в умелом использовании им пространства и времени, в наличии сильного, хорошо обученного и морально стойкого войска.Изложив основы успешного ведения войны, Сунь Цзы останавливается на вопросе о ее длительности. Он доказывает, что только кратковременная война бывает успешной. Длительная война истощает силы и средства, ослабляет власть и дает возможность подчиненным князьям подняться против центрального правительства. Кратковременная война дает успех даже при неискусном ее ведении, а продолжительная не приводит к успеху и при большом искусстве. Длительная война, по его мнению, никогда не бывает выгодной для государства. Формы борьбыОценивая формы борьбы, Сунь Цзы предпочитал достижение намеченных целей путем искусной политики. Он писал: '...Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь, берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго' (гл. III, п. 3). Исходя из этого, Сунь Цзы расположил способы борьбы в такой последовательности: самое лучшее 'разбить замыслы противника'; если это не удалось, то 'разбить его союзы'; если же и это не удалось, то 'разбить его войско'. 'Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить -...
    Другие файлы:

    Самые остроумные афоризмы и цитаты. Искусство войны
    Сунь Цзы — великий китайский стратег и мыслитель VI века до н.э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии "Искусство войны", написанный по прось...

    Сунь Ят-сен
    Перед вами биография видного политического деятеля Китая, врача по профессии, Сунь Ят-сена, бывшего президентом Китайской республики в начале XX века....

    Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914 - 1922
    Книга рассказывает о жизни и деятельности Сунь Ятсена, лидера китайской революции 1911-1913 гг., борца за независимый демократический Китай....

    Тесты с ответами по Философии
    1.1. Что такое философия?1.2. Восточная философия1.3. Античная философия1.4. Средневековая философия1.5. Философия эпохи Возрождения1.6. Философия Нов...

    Искусство войны
    Перед вами – древнейший из известных человечеству трактатов о военном искусстве и его философии, своеобразная Библия стратегии, написанная более двух...