Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Функционирование предприятий, организованных в форме франчайзинга: мировой опыт и российская практика

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Франчайзинг как один из наиболее эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса: достоинства и недостатки. Особенности развития франчайзинга на российском рынке. Виды франчайзинга: товарный, сервисный, производственный.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

франчайзинг малый бизнес товарный

Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

В наше время, ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие подвергнута значительным изменениям. Среди лавины западных (европейских или американских) договорных моделей, хлынувших на неискушенного российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, называемый «в Отечестве» коммерческой концессией.

Целью курсовой работы является раскрытие этого понятия как новой категории в экономической теории, анализ возможностей использования мирового опыта применения франчайзинга в современной России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

· дано понятие франчайзинга, раскрыты его основные положения;

· показаны проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга в России;

· оценить перспективы развития;

· показана необходимость реформирования действующего российского законодательства.

Таким образом, объектом исследования в курсовой работе является франчайзинг, предметом - целесообразность и возможности использования франчайзинга на современном этапе развития России.

Актуальность проблематики курсовой заключается в том, что на современном этапе развития российской экономики, наконец-то начинает уделяться должное внимание развитию и поддержке малого бизнеса и необходимость его существования как такового.

Практическая значимость курсовой работы выражена в предложении утверждения Федерального закона «О франчайзинге», принятие которого позволит решить большинство проблем, имеющихся в настоящее время.

Проблеме франчайзинга посвящено значительное количество монографий, статей в журналах и в периодической печати. Для написания данной курсовой были использованы статьи из библиотечного фонда Финансового университета при Правительстве РФ таких исследователей и экономистов как Малышкина Е.А. , Спиридонова Е.А. и других; монографии Ягудина С.Ю. «Венчурное предпринимательство. Франчайзинг». Учебные пособия, как российских, так и зарубежных авторов, а именно «Франчайзинг. Путь к богатству» Стивена Спинелли; статьи таких журналов как «Вестник Академии», «Власть», «Финансовая аналитика» и другие. Были анализированы законы как Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон, посвященные этой теме.

При написании курсовой работы я использовала эмпирический метод, опираясь на наблюдения за деятельностью фирм, организованных в форме франчайзинга; статистический и причинно-следственный метод; позитивный и нормативный анализ.

1. Франчайзинг как экономическая категория

1.1 Содержание понятия франчайзинг

Сейчас любое малое предприятие может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но для этого нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходимы широкая рекламная кампания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Также начинающие предприниматели испытывают проблемы из-за нехватки опыта в ведении собственного бизнеса. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзер предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а последнее обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо от того, где она находится - в России или Америке.

Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise»,что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса».Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Франчайзинг С.Ю. Ягудин. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011, стр. 100 - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках.

Франчайзинг Там же - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзер С.Ю. Ягудин. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011, стр. 101 - это компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемыйимидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи Там же - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза С.Ю. Ягудин. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011, стр. 102 - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но вы сможете понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский чет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, т...

Другие файлы:

Особенности функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга
Франчайзинг как форма предпринимательской деятельности, основные понятие и термины, связанные с ним. Определение главных преимуществ и недостатков фра...

Особенности российского франчайзинга
Франчайзинг — понятие и практика организации, преимущества и недостатки. Мировой опыт и особенности франчайзинга в России, правовые основы, договорные...

Слияние и поглощение компаний: мировая и российская практика
Понятие сделок слияний и поглощений в условиях глобализации, влияние мирового финансового кризиса на рынок M&A. Организационные аспекты сделки, роль и...

Борьба с рейдерством мировой опыт и российская практика

Особенности развития франчайзинга в современных условиях развития мировой экономики
Характеристика сущности и исторических особенностей развития франчайзинга. Организационно-экономические методы внедрения франчайзинговых систем. Особе...