Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Финансовые аспекты переходного периода

Тип: реферат
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Финансы как один из основных элементов экономики государства, основные причины кризиса в финансовой сфере посткоммунистической Беларуси. Финансовые последствия изменений отношений собственности и путь интеграции страны в мировое экономическое сообщество.
Краткое сожержание материала:

2

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

МИНСК, 2009

Финансы всегда были и остаются в центре коренных политических и экономических преобразований, происходящих в форме революций и реформ. Для осуществления последних должны созреть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Финансы концентрируют в себе весь спектр противоречий, присущих современному миру.

Каждая формация имеет свою финансовую систему, политику, набор инструментов для достижения поставленных ею целей. Еще совсем недавно различали финансы стран капитализма и финансы стран социализма. В настоящее время справедливо говорить о финансах стран переходного периода, а значит рассматривать их в качестве самостоятельного объекта для изучения.

Бюджетный дефицит, инфляция и материально-финансовая несбалансированность экономики реально отражают финансовую сторону переходного периода. Существующие масштабы несбалансированности не позволяют рассчитывать на быстрое преодоление кризиса. Причем такие традиционные пути решения финансовых проблем, как увеличение доходов и экономия в расходах, при общей их правомерности нуждаются в серьезной конкретизации того, как это сделать.

Ни один их институтов государственности в переходный период не переживает такого серьезного кризиса, как государственные финансы. Пожалуй, достаточно было бы и одного - иметь сбалансированный бюджет, чтобы предупредить негативные явления во всех остальных сферах: экономике, социальной инфраструктуре, духовной жизни общества.

Финансы были и остаются важнейшей основой здоровой экономики. И наоборот, в чрезвычайных обстоятельствах именно финансы были всегда той сферой, где нездоровые кризисные явления проявляются раньше всего и с большей силой. Известный английский экономист Дж.М. Кейнс говорил, что не может быть более верного пути, чтобы опрокинуть основы государства, чем расстройство денежного обращения. Финансовый кризис, выражающийся в бюджетном дефиците, государственном долге, инфляции, неплатежеспособности, пока не преодолен. Любые попытки обуздать или приостановить эти негативные явления оказываются безуспешными. Потеряны или, вернее, не найдены адекватные механизмы управления государственными финансами в новых условиях. Такое положение вещей - следствие коренной ломки политической структуры и экономического строя тех государств, которые принято называть посткоммунистическими. Здесь нужно выделить следующие две главные группы причин.

Первую группу составляют: деформированная и монополизованная структура производства, основанная на отсталой материально-технической базе; деградация отношений собственности, всеобщее огосударствление, утрата связи с этим нормальной хозяйственной мотивации, как на уровне трудового коллектива, так и отдельно работника; социальное иждивенчество и государственный консерватизм. В совокупности эти факторы обусловили низкий уровень эффективности общественного производства, неспособность экономики к самопроизводству.

Вторая группа причин кроется: в разрыве хозяйственных связей; в регионализации экономики; в непродуманности и поспешности шагов по созданию рыночных механизмов.

Для каждого из образовавшихся в результате дезинтеграции бывшего СССР самостоятельных государств эти группы причин имели и имеют специфические особенности. Однако по своим последствиям для финансов вновь образовавшихся суверенных государств они идентичны.

СССР многие годы жил не по средствам, доходы государства не покрывали все возрастающие расходы. Почему-то это обстоятельство связывается с переходным периодом, когда действительно открыто заявили о дефиците государственного бюджета. Между тем фактически доходная часть бюджета не покрывала расходов государства гораздо раньше - с 1969 г. Сбалансировать бюджет позволяла нехитрая операция, заключающаяся в отнесении заимствований у Госбанка в статью доходов бюджета. Ради видимости благополучия не вскрывались и не анализировались причины кризиса государственных финансов. И как у больного человека, многие годы не желавшего обращать внимание на свои недуги, болезнь однажды дает о себе серьезно знать, так и у государственных финансов спрятанная под идеальным покрывалом о безкризисности социалистических финансов, она «разразилась такими последствиями, которые однозначно можно диагностировать как летальные.

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось крахом мировой системы социализма, не выдержавшей конкуренции с капитализмом. Два десятка стран Центральной и Восточной Европы, бывшие оплотом социализма, сменили свою политическую ориентацию. Однако между прошлым (социализмом) и будущим (капитализмом) лежит переходный период, который в первую очередь определяется изменением экономического базиса, переходом к новой системе общественных отношений.

Командно-административная система выработала свою экономическую идеологию, в центре которой была директива, недооценка товарно-денежных отношений. Централизованное планирование всего и вся объективно отводило роли и значению финансов и присущим им методам воздействия на экономику второстепенное место.

Принципиально новое «звучание» приобрели финансы в связи с переходом к рыночной модели экономического развития. Однако та поспешность, с которой многие бывшие соцстраны начали строить рыночную экономику, отсутствие научно обоснованной модели такого перехода оказали на финансы этих стран самое негативное воздействие.

В странах с традиционно рыночной системой ценностей именно финансы выступают в качестве регулятора процессов, происходящих в экономике. Рациональное распределение ресурсов, а именно это лежит в основе теории и практики в развитых странах, достигается не посредством директивного планирования, что было присуще социалистической модели хозяйствования, а через управление процессами движения стоимости посредством финансовых инструментов.

Финансовые методы стимулирования экономики, практически полностью замененные плановыми, централизованными установками, ограничение роли стоимостных рычагов окончательно подорвали хозяйственную инициативу социалистических предприятий, породили безразличие к конечным результатам их деятельности.

Такое положение вещей обрекало страны социализма на вечную отсталость от развитого мира. Попытки реформирования социалистической экономики, ее финансового сектора, принимавшиеся в середине 70-х и 90-х годов не могли достичь заметных результатов, так как реформаторы тех времен не учитывали основного отличия капиталистического и социалистического хозяйствования: отношений собственности. В условиях практически полного огосударствления собственности говорить о возможности коренных преобразований в экономике не приходится.

Понимая это, новые реформаторы начинали именно с разгосударствления и приватизации собственности. Реформирование отношений собственности, с разной интенсивностью проводимое бывшими соцстранами имеет не только чисто политический аспект, но и свой финансово-кредитный механизм. Вступая на путь приватизации, эти страны ставили перед собой следующие основные цели: создание и обеспечение свободного функционирования рынка труда и капитала; сокращение государственных расходов на производственные нужды; финансирование бюджетного дефицита за счет продажи государственной собственности; стимулирование частных вложений в экономику.

Учитывая мизерные накопления населения, в большинстве стран пошли не на выкуп госпредприятий частными инвесторами, что характерно для развитых стран, где периодически также идет этот процесс, а на наделение населения частью госсобственности путем ваучеров (Россия), приватизационных бонов (Польша), именных приватизационных чеков «Имущество» (Беларусь). Для финансовых систем этих стран это имело целый ряд последствий. Во-первых, появление в сфере обращения кроме денег других финансовых инструментов или, как еще принято говорить, «квазиденег». Во-вторых, возникла необходимость в создании специальных структур, обеспечивающих управление и обращение государственных ценных бумаг.

Передел собственности сопровождался изменениями в направлениях движения финансовых ресурсов, всей гаммы финансовых отношений. Отсутствие присущей Западу прозрачности в их движении привело к бесконтрольности, криминализации финансового и денежного оборота. Многомиллионные суммы стали утекать из этих стран, а учитывая, что в основе капитала большинства новых собственников лежала еще совсем недавно бывшая госсобственность, можно сделать вывод о разграблении национального богатства.

Финансовые последствия изменений отношений собственности, однако, этим не кончаются. Приватизация по времени совпала с гиперинфляцией, что очевидно, не случайно, так как предприятия, получившие новых собственников, скупались последними по дешевке. «Дикая» или, как еще образно говорят, «прихватизация» привела к резкой имущественной поляризации населения, появлению бедности. Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком, в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза благосостояние миллионов людей резко ухудшилось. К середине 90-х годов число людей, оказавшихся за чертой бедности (четыре и меньше долларов в день), достигло 147 млн. человек, а это каждый третий житель на постсоветстком пространстве.

В итоге, опять-таки по данным Всемирного банка, в России и на Украине самые богатые 20% населения получаю...

Другие файлы:

Макроэкономический аспект переходного периода в экономике России
Переходность как состояние современного мирового сообщества, ее прикладное понимание. Анализ основных тенденций в эволюции макросистем. Общая характер...

Экономика переходного периода
Описание: Репринтное воспроизведение советского издания: Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. Часть 1. Общая теория трансформационного процесса...

Методические указания могут быть полезны для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Экономика переходного периода». Предназначено для студентов специальности 080502, изучающих дисциплину «Экономика переходного периода»

Финансовые аспекты переходного периода
Финансы всегда были и остаются в центре коренных политических и экономических преобразований, происходящих в форме революций и реформ. Для осуществлен...

Этический идеализм Платона
Характеристика философских воззрений Платона, его идеализм. Идеализм и материализм. Развитие этического идеализма Платона. Этические аспекты некоторых...