Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Финансово-правовое регулирование государственного надзора на рынке финансовых услуг

Тип: дипломная работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Понятие и сущность финансовых услуг, их роль в современной экономике, государственное регулирование. Общая характеристика органов надзора на рынках финансовых услуг в Российской Федерации. Полномочия Федеральной антимонопольной службы в сфере надзора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы дипломного исследования. Одной из важнейших задач становления рыночной экономики в России является проблема государственного регулирования, контроля и надзора за рынком финансовых услуг, поскольку возникает необходимость развития новых организационно-правовых формы обеспечения правопорядка и законности в финансовой сфере.

Учитывая, что устойчивое функционирование финансовой системы России является фундаментом стабильной экономики страны, необходимо на наш взгляд, более детально уделять внимание финансовому сектору, т.е. состоянию конкурентной среды на финансовых рынках, поскольку крайне важна реализация конституционного принципа «единство экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг» Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Приор, 2001. - 32 с..

Как отмечает, А.В. Серова, комплекс финансовых услуг - один из наиболее быстро растущих секторов российской экономики. Однако в настоящее время он не выполняет своего основного предназначения - не обеспечивает превращение сбережений в производственные инвестиции и их эффективное использование. По конкурентоспособности этот комплекс, даже в условиях макроэкономической стабилизации, во многом не соответствует требованиям инновационной экономики См.: Серова А.В. Комплекс финансовых услуг и его роль в современной экономике / А.В. Серова // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика», 2007. Вып. 5(18). С. 389-393. .

Следует отметить, что в зарубежных странах национальные рынки финансовых услуг формировались столетиями в рамках постепенно меняющегося законодательства, приспосабливаясь к новым условиям меняющегося экономического уклада. Россия была вынуждена практически за десятилетие экономических реформ преодолеть путь от системы планового, административного распределения ресурсов к новым для себя рыночным механизмам привлечения капитала и размещения избыточных ресурсов См.: Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). - М.: - Волтерс Клувер, 2005. С. 5..

Комплекс финансовых услуг нуждается в особом государственном регулировании, поскольку использует в основном средства, принадлежащие нефинансовым хозяйственным субъектам и населению См.: Серова А.В. Комплекс финансовых услуг и его роль в современной экономике / А.В. Серова // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика», 2007. Вып. 5(18). С. 389-393. .

На наш взгляд, государственный надзор на рынках финансовых услуг вызван необходимостью формирования цивилизованных организационно-правовых форм финансовой системы либеральной экономики. В постоянно совершенствующейся модели российского рынка финансовых услуг важную роль играют надзорные финансово-правовые нормы. Государственное финансово-надзорное регулирование представляет собой систему мер, осуществляемых уполномоченным государственным органом по рынку финансовых услуг и направленных на стабилизацию финансового оборота фондовых ценностей, «уравновешивание» баланса интересов участников, предотвращение правонарушений и обеспечение устойчивого развития рынка финансовых услуг.

Отметим также, что рынок финансовых услуг, как правило, это высоко конкурентный рынок, в результате функционирования которого создаются предпосылки для объективной оценки эффективности тех или иных вложений капиталов.

Недостаточное развитие нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования на начальном этапе развития рынка привело массовым конфликтам и злоупотреблениям.

Все вышеизложенное непосредственно относится к теме дипломного исследования, так как многие проблемы государственного регулирования рынка финансовых услуг остаются не решенными и до настоящего времени.

Теоретическая основа дипломного исследования. Основы финансово-правового регулирования финансово-надзорных отношений в общем контексте вопросов финансового права исследованы в работах В.К. Андреева, К.С. Вороновой, Л.К. Горбуновой, Е.Ю. Гурвича, Т.В. Конюховой, В.М. Родионовой, Н.И. Химичевой и других.

В последние годы изучению проблем государственного надзора были посвящены работы О.Н. Горбуновой, М.В. Карасевой, Ю.А. Козырина, Г.В. Петровой и других.

В процессе данного дипломного исследования использованы нормативные акты и другие источники отечественных правовых норм.

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации федеральными органами исполнительной власти и иными субъектами в сфере финансовой деятельности надзорных функций по обеспечению правопорядка и защите законных прав и интересов участников рынка финансовых услуг.

Предметом дипломного исследования являлось финансово-правовое регулирование государственного надзора на рынке финансовых услуг со стороны федеральных органов исполнительной власти; входящие в него финансово-правовые понятия и категории, влияющие на права и обязанности субъектов (участников) правоотношений на рынке финансовых услуг; правовые нормы финансового и других отраслей законодательства, регулирующие функции надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти; правоприменительная практика.

Цели и задачи настоящего исследования состоят в комплексном изучении и анализе особенностей финансово-правового регулирования отношений государственного надзора за рынком финансовых услуг.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:

1) Дать характеристику понятию и видам финансовых услуг;

2) Определить особенности государственного регулирования финансовых услуг;

3) Выявить особенности правового регулирования рынка финансовых услуг в Российской Федерации;

4) Охарактеризовать структуру рынка финансовых услуг;

5) Определить субъектный состав органов надзора на рынках финансовых услуг в Российской Федерации;

6) Выявить особенности государственного контроля за экономической концентрацией.

Новизна дипломного исследования. Научная новизна данного исследования заключается в выработке рекомендаций по определению основных направлений совершенствования норм законодательства о государственного надзоре за рынком финансовых услуг и функциях государственных органов в этой сфере.

Теоретическое значение дипломного исследования определяется комплексной разработкой основных направлений, касающихся осуществления организации государственного надзора за рынком финансовых услуг на всех его стадиях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексных мероприятий по совершенствованию деятельности этих органов в целом и Федеральной антимонопольной службы в частности. Выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, могут быть использованы в деятельности органов, обладающих правом законодательной инициативы; в учебном процессе и при дальнейшем исследовании данной проблемы.

Структура дипломного исследования обусловлена структурой рассматриваемого предмета и логикой его изложения и состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографических источников.

Глава 1. Понятие и сущность финансовых услуг, их роль в современной экономике

1.1 Понятие и классификация финансовых услуг

В российском законодательстве категория «финансовые услуги» появилась сравнительно недавно - в 1999 г. и была описана в Федеральном законе от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» О защите конкуренции на рынке финансовых услуг [Текст]:  Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3174. Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ..

В соответствии с указанным законом под финансовой услугой понимается «деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц» (ст. 3 Закона о защите конкуренции). При этом для целей сужения сферы применения Закона о защите конкуренции приведенное выше определение, имеющее чрезвычайно широкий характер, было уточнено следующим дополнением: «В целях настоящего Закона в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера».

В настоящее время категория «финансовая услуга» содержится в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» О защите конкуренции [Текст]:  Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2011) // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.. В соответствии со ст. 4 указанного Закона финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как отмечает И.А. Андреев, в итоге формирование легальной дефиниции понятия «финансовые услуги» имело целью позволить хозяйствующим субъектам (и правоприменителям) четко квалифицировать тот или иной вид деятельности, как подпадающий, так и не подпадающий под призн...

Другие файлы:

Банковские проверки кредитных организаций
Финансово-правовой статус Центрального Банка как органа банковского надзора. Лицензирование банковской деятельности. Дистанционный надзор. Инспектиров...

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг. Особенности доминирования на финансовых рынках. Государственный контроль...

Основные виды финансовых посредников
Финансовые посредники на рынке инвестиционного капитала. Виды банков финансовых посредников. Небанковские финансово-кредитные институты. Виды инвестиц...

Рынок публичных услуг
Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества...

Правовое регулирование закупки товаров для государственных нужд государственными учреждениями
Виды и правовое положение государственных учреждений. Принципы закупок товаров при размещении государственного заказа, порядок отбора участников и про...