Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Федеральный бюджет как инструмент финансирования инноваций

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Характеристика федерального бюджета в рамках государственной инновационной политики. Объекты и формы бюджетного финансирования. Федеральные целевые программы в области развития высоких технологий. Классификация видов оценки эффективности программы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность приобрела особую роль в современной рыночной экономике. Ускорение научно-технического прогресса коренным образом изменяет как промышленную, так и социальную структуру индустриально развитых стран. Внедрение инноваций подчас делает неэффективными ранее осуществленные инвестиции. Удорожание новой техники и новых технологий, в свою очередь, приводит к концентрации финансовых ресурсов для осуществления инноваций. Когда объектом инноваций становится межотраслевая, межрегиональная, вообще крупная по масштабу проблема, возникает необходимость в объединении финансовых ресурсов, направленных из различных финансовых источников. Механизмы объединения при этом целесообразно создавать, в первую очередь, на государственном уровне.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. Средства федерального бюджета - главный источник финансирования инноваций.

Под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

Под инновационной деятельностью понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

Бюджетное финансирование является важной составной частью финансового механизма развития инновационного бизнеса. Государство заинтересовано в существовании высокоразвитой инновационной сферы, так как это обеспечивает стране передовые промышленные позиции и дополнительные доходы. Поскольку финансирование фундаментальной науки в целом не обеспечивает непосредственных выгод частному сектору экономики, оно - одна из задач бюджетного финансирования. Представляя интересы всех субъектов экономики, государство должно обеспечить финансирование тех инноваций, внедрение которых обещает ожидаемый народнохозяйственный эффект.

В настоящее время за финансирование научной деятельности отвечают федеральные органы власти и федеральный бюджет. Подавляющее большинство регионов испытывает значительные трудности в финансировании научных исследований. Поэтому роль федерального бюджета выходит на первый план.

Вызывает тревогу и существующий среднероссийский уровень финансирования прикладной науки из консолидированных бюджетов субъектов РФ (0,005-0,006%), который нельзя признать достаточным для реализации стратегии инновационного развития.

Целью курсовой работы является оценка участия федерального бюджета в финансировании инноваций. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- исследовать инструменты и условия бюджетного финансирования
инноваций;

- рассмотреть наиболее масштабные проекты финансирования;

- оценить выполнение федеральных целевых программ;

- и дать рекомендации по повышению эффективности выполнения федеральных целевых программ.

ГЛАВА 1. УЧАСТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИННОВЦИЙ.

1.1 Характеристика федерального бюджета в рамках государственной инновационной политики

Проектом федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” определено, что основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решения задач социально-экономического развития.

Реализация основных целей и задач государственной инновационной политики осуществляется путем прямого и косвенного стимулирования деятельности субъектов инновационной деятельности.

Финансирование инновационной деятельности за счет федерального бюджета относится к прямому финансированию (непосредственная финансовая поддержка централизованными средствами). Оно осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Сюда же включаются работы, связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;

финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологичной продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, производство которой поддерживается соответствующими государствами;

предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

1.2 Объекты бюджетного финансирования

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

Таблица 1 - Объекты бюджетного финансирования

При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;

2) организации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например, здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда. Для государственных нужд, а также об академических и вузовских организациях в части тех работ, которые в силу своего перспективного характера и неизбежного риска, неопределенности затрат и результатов не могут, как правило, представлять интереса для коммерческих заказчиков;

3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.

Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Характеризуя формирование блока механизмов финансирования науки, необходимо остановиться, прежде всего, на изменениях в принципах построения финансового обеспечения науки. Происшедшее в последние годы разграничение порядка финансирования фундаментальных и прикладных исследований в рамках бюджетного планирования, когда расходы на фундаментальную науку включены в раздел «Общегосударственные расходы», а на прикладную - в раздел «Национальная экономика»,...

Другие файлы:

Финансирование инновационной деятельности
Инновационная деятельность как объект финансирования. Основные источники, принципы, алгоритм финансирования инноваций. Показатели эффективности финанс...

Федеральный бюджет как составная часть бюджетной системы РФ
Бюджет как экономическая категория. Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета...

Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны
Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета. Бюджет как инструмент финансовой политики. Состав доходов, классификация расходов и п...

Финансовая система ведущих зарубежных стран
Такое организационное построение финансовой системы характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение управления финансами...

Порядок формирования и исполнения федерального бюджета
Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный...