Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Управление государственным долгом

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Социально-экономическая сущность управления государственным долгом. Анализ влияния внешнего долга на российскую экономику. Общая характеристика управления государственным долгом в России со времен СССР и до наших дней, особенности разрешения его проблем.
Краткое сожержание материала:

42

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Ярославский филиал

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

на тему «Управление государственным долгом»

Выполнил:

Круглов Александр Николаевич

Факультет: ФК

Специальность: ФК

Курс: 4

Форма обучения: День (2ВО)

Зачетная книжка: № 07ФФД61730

Проверил: преподаватель

О.А. Левашов

Ярославль 2008

Содержание

Введение

1. Социально-экономическая сущность управления государственным долгом

1.1 Определение государственного долга

1.2 Влияние внешнего долга на российскую экономику

2. Управление государственным долгом в РФ

2.1 Внешняя задолженность СССР

2.2 Внешняя задолженность России

2.3 Кредиторы России

2.3.1 Задолженность перед странами-членами Парижского клуба

2.3.2 Задолженность бывшим странам-членам СЭВ

2.3.3 Задолженность кредиторам Лондонского клуба

2.3.4 Международный валютный фонд

2.3.5 Коммерческие кредиторы

2.3.6 Всемирный Банк

2.4 Государственный внешний долг РФ на 2006 год

2.5 Должники России

3. Проблема управления государственным долгом в РФ

Заключение

Литература

Введение

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний - обязательства в иностранной валюте.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составлял 139 млрд. долларов, в начале 2004 года - 126,8 млрд. долларов. По данным Банка России за I квартал 2006 г. внешний долг вырос на 6,3 % (16,3 млрд. долларов). Рост происходил, несмотря на досрочное погашение долгов Парижскому клубу кредиторов. Указанная тенденция наблюдается вследствие принципиально разных методик расчета объема внешнего долга, применяемых Банком России и Министерством финансов. Последнее учитывает в составе внешнего долга лишь средства, заимствованные органами государственной власти России и бывшего СССР (федеральными и региональными), в то время как Банк России учитывает в составе российского внешнего долга и задолженность банковского сектора, и нефинансовых предприятий (включая компании с государственным участием). Тем не менее, по данным Министерства финансов России в первом квартале 2006 года внешний государственный долг уменьшился на 1,3 млрд. долларов и составил на 1 апреля 75,2 млрд. долларов.

Таким образом, рост внешнего долга происходит именно за счет роста внешней задолженности банковского сектора и нефинансовых предприятий, а также органов денежно-кредитного регулирования, в то время как долги федерального правительства постоянно снижаются и досрочно погашаются.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54 %, в 2003 году - 32%. В 2004 году соотношение величины внешнего долга к ВВП составляло примерно 27%, в 2006 году - 10,63% ВВП (274,7 млрд. долларов). По данным Министерства финансов РФ внешний долг составит в 2007 году - 9,78 %, в 2008 году - 9,16% и в 2009 году - 8,71% ВВП. При этом внешний долг составит 60,2% в общем объеме госдолга. В 2009 году этот показатель снизится до 42,6% за счет увеличения доли внутреннего долга.

Около 45 % внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

Для формирования благополучной экономической и финансовой ситуации перед Российской Федерацией стоит ряд задач:

сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

повышение эффективности использования заемных средств.

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако, отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Данная тема является наиважнейшей для ее рассмотрения, обсуждения и осуществлению определенных действий по сокращению внешних долгов самой России, а так же по возврату ранее предоставленных средств и активов другим странам.

1. Социально-экономическая сущность управления государственным долгом

1.1 Определение государственного долга

Государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).

Государственный долг России может быть в форме:

- кредитного соглашения и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, реализованных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

- договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. В трактовке федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным организациям», утратившего силу при введении в действие Бюджетного кодекса, использовалось иное определение:

«Государственные внешние заимствования РФ - привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга.

Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

1.2 Влияние внешнего долга на российскую экономику

Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой факт...

Другие файлы:

Управление государственным долгом
Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований. Управление государственным долгом к...

Управление государственным внешним долгом
Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия. Сущность и методы управления государственным внешним долгом, пон...

Управление государственным долгом
История возникновения государственного долга, его классификация, экономическое содержание и значение. Анализ показателей долговых обязательств. Рекоме...

Анализ и перспективы государственной политики в сфере управления государственным долгом
Государственный внешний валютный долг РФ в 1992–2000 гг. и формирование системы управления государственным долгом. Управление внешним валютным долгом...

Финансовая система предприятия. Управление государственным долгом
Характеристика звеньев финансовой сферы предприятий. Исследование основных принципов организации в страховании. Изучение особенностей управления госуд...