Современные тенденции в политике налогообложения юридических и физических лиц
Краткое сожержание материала:
22
Введение
В современной экономической литературе - как зарубежной, так и отечественной - довольно редко рассматриваются (и раздельно, и во взаимосвязи) проблемы налогообложения по двум основным группам налогоплательщиков - юридическим и физическим лицам. Между тем исследование показывает, что за последние десятилетия в политике налогообложения юридических и физических лиц произошли существенные изменения. Так, по юридическим лицам фискальная функция, ранее считавшаяся основной, уступила место стимулирующей и регулирующей роли. По физическим лицам основной функцией по-прежнему осталась фискальная, однако в ней резко возросла социальная направленность. Все это заставляет нас по-новому взглянуть на существующие оценки уровня налоговой нагрузки и ее динамики по отдельным странам.
Наряду с термином «налоговая нагрузка», исследователи налоговой политики часто употребляют и другие словосочетания - «налоговое бремя», «налогоемкость», «уровень налогообложения», «тяжесть налогообложения», «налоговое давление». Однако, несмотря на расхождения в терминологии, если речь заходит о количественной оценке налогообложения в той или иной стране, то, как правило, в большинстве случаев оперируют таким показателем, как доля налогов в ВВП. Если же налогообложение рассматривается применительно к отрасли или отдельному предприятию, то налоги могут сопоставляться с прибылью, с чистой добавленной стоимостью, с конечной выручкой и т.п.
В работе на основе рассмотрения налоговой нагрузки отдельно по двум основным группам налогоплательщиков - юридических и физических лиц - сделан вывод, что налоговая нагрузка в динамике за длительный период в промышленно развитых странах снижается как по юридическим, так и по физическим лицам, при одновременном росте части налогов в ВВП.
Современные тенденции в политике налогообложения юридических и физических лиц
Статистические данные по большинству стран мира показывают, что за последние 100 лет доля налогов в ВВП возросла приблизительно в 3-4 раза: если в начале прошлого века она не превышала 8-10%, в середине - 20-30%, то сегодня по разным странам колеблется в пределах 30-50% (см. табл. 1). Как видим, наблюдается значительный рост доли налогов в ВВП.
Можно ли считать этот рост повышением налоговой нагрузки на экономику и налогоплательщиков? Хотя, наверное, с формальной точки зрения, можно говорить об увеличении налоговой нагрузки, все же в действительности это не соответствует ощущениям налогоплательщиков в лице хозяйствующих субъектов и граждан развитых стран.
Необходимо отметить, что по разным странам, находящимся приблизительно на одинаковом уровне развития, доля собираемых налогов в ВВП существенно разнится между собой. Так, по состоянию на 2003 г., в Швеции она составляла 50,8%, в Дании - 49%, в Финляндии - 44,8%, в Великобритании -35,3%, а в США - только 26,8%. Ориентируясь на эти показатели, можем ли мы сделать вывод, что в Швеции налоговое бремя гораздо выше, чем в Великобритании или в США? А, между прочим, многие экономисты такой вывод делают. Нам представляется, что это суждение, основанное на соотношении объема собираемых налогов и ВВП, весьма поверхностно и далеко от истины, - так же, как средняя температура больных по больнице не может служить надежным показателем состояния больных в этой больнице.
Чтобы доскональнее разобраться в этой проблеме, по нашему мнению, необходимо рассмотреть налогообложение отдельно по двум крупным блокам, охватывающим всех налогоплательщиков. Первый блок - это юридические лица, то есть разного рода хозяйствующие субъекты. Второй блок - это физические лица, то есть все наемные работники и просто граждане.
Таблица 1. Динамика доли налогов в ВВП (%)
Страны |
Годы |
|||||
1938 |
1950 |
1970 |
1986 |
2003 |
||
США…………………………… |
20,6 |
16,8 |
28,0 |
29,1 |
26,8 |
|
Великобритания…………… |
20,9 |
35,9 |
35,8 |
37,4 |
35,3 |
|
Германия……………………. |
23,9 |
27,3 |
36,5 |
42,3 |
40,2 |
|
Франция………………………. |
18,4 |
27,6 |
36,9 |
45,5 |
44,2 |
|
Япония………………………… |
16,0 |
25,7 |
25,3 |
30,0 |
- |
|
Швеция………………………. |
- |
- |
- |
- |
50,8 |
|
Дания…………………………. |
- |
- |
- |
- |
49,0 |
|
Финляндия…………………… |
- |
- |
- |
- |
44,8 |
|
Норвегия……………………… |
- |
- |
- |
- |
432 |
|
Австрия………………………. |
- |
- |
- |
- |
43,0 |
|
Канада………………………… |
- |
- |
- |
- |
33,9 |
Но, прежде чем перейти к конкретному анализу налогообложения в каждом из этих блоков налогоплательщиков, следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, значимость которого многие экономисты недооценивают. Речь идет о том, что, начиная примерно с середины прошлого века, во всех развитых странах темпы роста поступлений налогов от физических лиц стали многократно превышать аналогичный показатель по юридическим лицам.
Так, в США за 1960-2003 гг. объем поступлений налога на прибыль с юридических лиц вырос в 10,3 раза (с 22,8 млрд. до 234,9 млрд. дол.), подоходного налога с физических лиц - в 21,7 раза (с 46 млрд. до 1001,9 млрд. дол.), а социальных и страховых платежей - соответственно, в 47,1 раза (с 8,2 млрд. до 386,6 млрд. дол.). В 2003 г. в общей структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет США на подоходный налог приходилось 33%, на социальные и страховые платежи - 25,5%, а на налог на прибыль - только 7,5% (см. табл. 2 и 3).
В целом по развитым странам объем налогов, собираемых с физических лиц, к началу XXI в. приблизительно в 5-6 раз превысил поступление налогов от юридических лиц. Такое обстоятельство кардинально изменило ситуацию в налогообложении в этих странах. По юридическим лицам фискальная функция перестала быть основной, ее место заняли регулирующая и стимулирующая, при существенном снижении в динамике самой налоговой нагрузки. По физическим лицам фискальная функция остается основной, причем в динамике по странам одновременно наблюдаются снижение налоговой нагрузки и усиление ее социальной направленности.
Таблица 2. Структура поступлений в консолидированный бюджет США и доля налоговых поступлений в ВВП
в том числе: |
||||||||||
Все поступ- |
из них: |
|||||||||
Годы |
Доля налогов в ВВП |
ления в консолидированный бюджет |
налоговые поступления |
подоходный налог |
социальные и страховые платежи |
налог на прибыль |
налог на продажи и импорт |
налог на собственность |
прочие поступления |
|
1950 |
16,8 |
100 |
...
Другие файлы:
Роль имущественного налогообложения российских юридических и физических лиц Современные тенденции в политике налогообложения юридических и физических лиц Действующая система налогообложения юридических и физических лиц и направления ее совершенствования Налогообложение физических и юридических лиц (резидентов и нерезидентов) в Российской Федерации Современные особенности налогообложения в РФ |