Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Совершенствование процесса формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений

Тип: дипломная работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Основные формы и методы планирования расходов и исполнения смет. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребнадзора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В современных условиях планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. С того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности, обеспечивает рентабельную работу.

В процессе формирования и использования финансовых ресурсов учреждение проводит мероприятия, направленные на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование, ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация бюджетной функциональной структуры расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки его влияния на экономику.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Он регламентирует отношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, главными распорядителями и распорядителями финансов, а также прочими субъектами бюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов.

Целью работы является разработка мер по совершенствованию процесса формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений на основе изучения теоретических аспектов и анализа формирования и использования финансовых ресурсов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты организации финансов бюджетных учреждений;

- проанализировать процесс формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия;

- определить основные направления совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере.

1. Теоретические аспекты организации финансов бюджетных учреждений

1.1 Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия признаются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Кроме того, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией N 148н.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

-- учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

-- бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

-- деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

-- основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.

Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае -- и другим заинтересованным пользователям).

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства).

Так как получение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Все целевые средства подразделяются на следующие подгруппы:

Таблица 1.1 - Виды целевых средств

1) Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия

2) Средства родителей на содержание детского учреждения;

3) Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств

4) Целевые средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств

5) Прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторская задолженность с истекшим сроком давности)

6) Заемные средства

7) Целевые средства, полученные учреждением от государственных внебюджетных фондов

К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия относятся:

средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;

Другие файлы:

Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения
Принципы организации финансов бюджетных учреждений. Проведение анализа и поиск путей совершенствования механизма формирования и использования финансов...

Анализ формирования и использования финансовых ресурсов ОАО "Славянка"
Сущность финансовых ресурсов, эффективность их использования и основные источники формирования на примере OAO "Славянка". Роль финансовых ресурсов в о...

Формирование и управление доходами бюджетной организации (на примере ФГБУ "Дом–интернат для престарелых и инвалидов №1")
Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаров...

Формирование и использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в условиях рынка
Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Сущность финансовых ресурсов и источники их формирован...

Повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ
Определение содержания и изучение структуры финансовых ресурсов предприятия. Исследование финансовых ресурсов предприятий коммунальной формы собственн...