Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Резервный фонд Российской Федерации в системе государственных финансов

Тип: статья
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Процесс формирования, расходования и размещения средств Резервного фонда Российской Федерации. Оценка эффективности управления финансами. Анализ целесообразности реализации механизма данного фонда в рамках антициклической финансовой политики государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФГБОУ ВПО «Дагестанский Государственный Университет»

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Рабаданова Д. А. -к. э. н., доцент

Залкеприева П. Б.

студентка 2 курса

Экономического факультета

спец-ти «Бухгалтерский Учет»

Махачкала

В статье представлены результаты исследования о формировании, расходовании и размещении средств Резервного фонда РФ. Дана оценка эффективности управления средствами фонда и целесообразности реализации механизма Резервного фонда РФ в рамках антициклической финансовой политики государства.

Ключевые слова: Резервный фонд, нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, бюджетное правило, базовая цена, нефть.

Резервный фонд РФ является элементом созданного в России антициклического финансового механизма сбалансирования федерального бюджета в условиях волатильности цен на углеводороды (нефть, природный газ), который стал реализовываться с 2008 г. Политика антициклического сбалансирования федерального бюджета стала осуществляться в России еще с 2004 г., с момента создания Стабилизационного фонда РФ. В него подлежали зачислению сверхдоходы федерального бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых (нефти) и от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую при превышении цены на нефть над ее базовой ценой (базовая цена на нефть составляла в 2004-2005 гг. 20 долл. /барр.; 2006-2007 гг. - 27 долл. /барр.). При цене на нефть ниже базовой недостающие доходы должны были списываться из Стабилизационного фонда РФ для финансирования расходов федерального бюджета.

Средства Стабилизационного фонда РФ в январе 2008 г. были разделены и направлены в Резервный Фонд национального благосостояния РФ. С 2008 г. сверхдоходы федерального бюджета подлежат зачислению в Резервный фонд РФ.

Первоначально цель Резервного фонда РФ была обозначена как финансирование нефтегазового трансферта при недостаточности для этого полученных нефтегазовых доходов. В соответствии с действующей трактовкой бюджетного законодательства Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению и предназначенных для осуществления сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета [ 1, ст. 96.9]. Кроме того, средства Резервного фонда могут быть использованы для досрочного погашения государственного внешнего долга.

В системе созданного антициклического финансового механизма сбалансирования федерального бюджета с 2008 г. центральное место было отведено нефтегазовому трансферту - нефтегазовым доходам, направляемым на финансирование расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом была установлена фиксированная величина нефтегазового трансферта, равная 3,7% от прогнозируемого ВВП [1, ст. 96.8]. Нефтегазовые доходы в течение года должны были накапливаться на счете Министерства финансов РФ, открытого в Федеральном казначействе и находящегося в Банке России, и ежемесячно равными частями списываться на финансирование расходов текущего федерального бюджета в рамках утвержденного объема нефтегазового трансферта в федеральном законе о федеральном бюджете. При аккумулировании на счете необходимой величины нефтегазовых доходов доходы сверх этой величины должны направляться в Резервный фонд РФ, а при достижении ими объема 7% (ранее было 10%) от прогнозируемого ВВП в Фонд национального благосостояния РФ. При недостатке нефтегазовых доходов текущего года недостающая величина средств должна изыматься из Резервного фонда РФ. В период финансового кризиса в России величина нефтегазового трансферта была установлена на более высоком уровне по отношению к ВВП (в 2008 г. - 6,1%; 2009 п - 5,5%; 2010 г. - 4,5%).

С 2013 г. был изменен порядок формирования и расходования средств Резервного фонда РФ. Было исключено понятие «нефтегазовый трансферт», которое использовалось в федеральном бюджете в 2008-2012 гг. В качестве источника доходов федерального бюджета были установлены дополнительные нефтегазовые доходы. Они определяются в виде разницы между получаемыми нефтегазовыми доходами и нефтегазовыми доходами, которые получил бы федеральный бюджет при базовой цене на нефть. В качестве цены на нефть используется российская нефть марки «Юралс». Базовая цена рассчитывается как средняя цена за последние 10 лет (в переходном периоде, начиная с 2013 г., базовая цена на нефть принимается равной средней цене за первое полугодие 2012 г., или 112,23 долл. /барр., а в последующие годы она устанавливается равной среднему ее значению за последние 5 лет, с увеличением ретроспективного периода расчета на 1 год за каждый последующий календарный год (до тех пор, пока период ее расчета не составит 10 лет).

В соответствии с положениями бюджетного законодательства дополнительные доходы, подлежащие зачислению в Резервный фонд РФ, можно формализовать следующим образом [1, ст. 96.9]:

ДД(п)=Д(п) (Сm(п)факт - Сm(п)баз) / Сm(п)факт'

где ДД(п) - дополнительные нефтегазовые доходы по п-му источнику нефтегазовых доходов федерального бюджета (за месяц);

Д(п) - дополнительные нефтегазовые доходы по n-му источнику нефтегазовых доходов федерального бюджета (за месяц);

Сm(п)факт и Сm(п)баз - ставка налога по п-му источнику нефтегазовых доходов федерального бюджета (фактически действующая и базовая ставка соответственно).

Источниками нефтегазовых доходов федерального бюджета являются:

- вывозная таможенная пошлина на нефть сырую;

- вывозная таможенная пошлина на газ природный;

- вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти;

- налог на добычу полезных ископаемых (по нефти).

Изначально задуманный механизм Резервного фонда РФ действовал только в 2008-2009 гг., а затем в бюджетное законодательство были внесены изменения, направленные на временное изменение установленного финансово-бюджетного механизма, созданного в России с 2008 г.

В 2008-2009 гг. было произведено зачисление нефтегазовых доходов в размере 909,1 млрд. руб. (табл. 1). Далее они два года не поступали в Резервный фонд РФ, а в 2012 и 2013 гг. (по итогам, соответственно, 2011 и 2012 гг.) их вновь туда стали зачислять (в сумме 1,8 трлн. руб.). Потом опять были внесены в бюджетное законодательство положения, приостанавливающие зачисление в Резервный фонд РФ нефтегазовых доходов за 2013-2015 гг., а также приостанавливающие вообще выделение в составе федерального бюджета в эти годы нефтегазовых доходов.

Расходование средств Резервного фонда стало осуществляться с 16.03.2009, когда средства со счетов в иностранной валюте переводились в рубли и перечислялись на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Расходование средств осуществлялось только в течение двух лет (2010-2011 гг.), а их величина составила около 4,3 трлн. руб. При этом сумма изъятия средств на финансирование нефтегазового трансферта составила только 179,4 трлн. руб., которая не была перечислена в Резервный фонд РФ. В целом за 2009 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета были даже больше величины нефтегазового трансферта (на 309,1 млрд. руб.), однако из-за неравномерности их поступления в течение года возникла необходимость использовать средства Резервного фонда РФ на финансирование нефтегазового трансферта. Наибольшее изъятие средств из Резервного фонда РФ было осуществлено на финансирование сбалансированности федерального бюджета (4,1 трлн. руб.).

Таблица 1. Формирование и расходование средств Резервного фонда РФ (2008 г. - середина 2013 и), млрд. руб.

Год

Зачисление средств

Расходование средств

Сальдо поступлений

Переоценка средств

Остаток средств на 1 января следующего года*

Из Стабилизационного фонда РФ

Нефтегазовые доходы

Доходы от размещения средств

Нефтегазовый трансферт

Для сбалансированности федерального бюджета

2008

1069,0

420,6

28,6

+3 518,2

+509,4

4 027,6

2009

----

488,5

205,0

179,4

2 964,8

-2 450,7

+253,6

1 830,5

2010

----

----

----

----

1 144,0

А 144,0

+88,7

<...
Другие файлы:

Резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния

Стабилизационный фонд РФ
Стабильность экономического развития страны. Федеральный бюджет. Запас прочности. Финансовая прочность в России. Средства стабилизационного фонда Росс...

Развитие стабилизационного фонда
Стабилизационный фонд Российской Федерации, его размер, разделение и наполнение. Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда. Погашение государственно...

Государственные внебюджетные фонды (отдельные фонды) и их роль в решении социальных задач
Исходные данные к работе: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Законодательные акты Российской Федерации, учебные пособия под редакцией Романовского...

Правовые основы государственных финансов
Финансовая политика государства и органы, реализующие ее. Структура бюджетной и налоговой системы России. Экономические и административные методы упра...