Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Региональные финансы Республики Башкортостан

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Принципы построения финансов субъектов Российской Федерации. Роль и показатели региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы. Бюджетно-налоговая система Республики Башкортостан: анализ доходов и расходов. Формы финансовой поддержки.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы
  • 1.1 Сущность, понятие и роль региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы
  • 1.2 Основные показатели региональных финансов
  • 1.3 Основные показатели региональной бюджетно-налоговой системы
  • Глава 2. Анализ показателей региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы на примере Республики Башкортостан
  • 2.1 Бюджетно-налоговая система Республики Башкортостан
  • 2.2 Анализ доходов и расходов РБ
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

Социальная ориентация бюджетной политики в регионах, как и в стране в целом, реализуется методами бюджетного регулирования.

Государство формирует и корректирует бюджетные взаимосвязи, направления и каналы бюджетных потоков, тем самым, воздействуя на процессы бюджетных отношений. Оно меняет принципы, методы, способы формирования бюджетных доходов и расходов, обеспечивая регулирование бюджетной системы страны. Особенно важным становится осознание того, что основные принципы государственной бюджетно-налоговой политики формируются именно на республиканском уровне.

Актуальность решения проблемы региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия. Это связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

В связи с этим целью данной работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей показателей региональных финансов и бюджетно-налоговой системы, а также их роль в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан, а также принципов формирования ее статей доходов и расходов.

Объектом данной работы является Республика Башкортостан. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

Глава 1. Теоретические аспекты региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы

1.1 Сущность, понятие и роль региональных финансов и региональной бюджетно-налоговой системы

Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений между органами власти субъектов, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления, которые возникают по поводу формирования, накопления, распределения и перераспределения, использования централизованных региональных фондов денежных средств, представляющих собой бюджеты регионов, для решения социально-экономических задач, стоящих перед субъектами РФ.

В общем виде в состав финансов входят:

1. средства консолидированного бюджета субъекта РФ;

2. средства собственного бюджета субъекта;

3. средства территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов, расположенных на территории субъекта;

4. средства, полученные от размещения на рынках государственных ценных бумаг, эмитентами которых является правительство субъекта РФ;

5. средства, получаемые за счет купли-продажи государственных пакетов акций; государственных унитарных предприятий, чьими собственниками является правительство субъекта РФ и которые могут передаваться в доверительное управление наемному менеджменту этих предприятий;

6. часть прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности субфедеральных государственных унитарных предприятий. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление, - 2005, С. 79

Финансы субъектов РФ строятся на следующих принципах:

принцип самостоятельности в процессе формирования бюджета субъекта, бюджетов территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов. Имеется нормативно-правовая основа, которая закреплена в бюджетном кодексе РФ, законах о региональных бюджетах субъектов РФ;

принцип бюджетного федерализма, предполагающем разграничение бюджетных полномочий, предметов ведения между тремя уровнями бюджетной системы Российской Федерации, разграничение источников доходов между тремя уровнями, формирование межбюджетных отношений как на основе регулирующих налогов, доли от которых зачисляются в три уровня бюджетной системы, так и на основе межбюджетных трансфертов, выполняющих перераспределительную функцию между бюджетами вышестоящего и нижестоящего уровней;

принцип прозрачности и гласности, которые заключаются в открытости и подконтрольности бюджетного процесса институтами гражданского общества, такими как средства массовой информации и общественные организации. Принцип прозрачности будет заключаться в том, что процедура расходования денежных средств будет открыта для контроля со стороны государственных органов и общественных организаций. Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации, 2006 г., С. 34

Органы государственной власти субъекта РФ имеют определенный объем полномочий по распоряжению финансовыми ресурсами бюджета региона и бюджетов территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов. Эти полномочия закрепляются за ними в процессе разработки и принятия федеральных законов и других нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения федеральных и субфедеральных органов власти, а также по исключительным предметам ведения региона. В целях дальнейшего обеспечения исполнения региональными органами власти закрепленных за ними полномочий в регионы передаются источники финансирования направлений деятельности в соответствии с принятыми федеральными и региональными законами.

Законодательство о разграничении полномочий и предметов ведения должно создать все условия для формирования источников финансирования региональных бюджетов в объемах, достаточных для исполнения региональными властями переданных им полномочий.

Эта финансовая поддержка может быть реализована в следующих основных формах:

бюджетный кредит - определенные бюджетные средства, которые могут быть предоставлены на основании отдельной строки бюджета региона, выданные на определенные цели, или на основании отдельного кредитного договора, который заключают органы исполнительной власти субъекта с тем юридическим лицом или органом, которому выдаются соответствующие средства.

бюджетные дотации - предоставляются бюджетам нижестоящего уровня на нецелевой безвозмездной и безвозвратной основе.

бюджетные субсидии - предоставляется бюджетам нижестоящего уровня на долевой основе; может носить как безвозвратный, так и возвратный характер.

бюджетная субвенция - целевая, безвозвратная, безвозмездная финансовая поддержка. Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление, - 2005, С. 83

Между правительством субъекта РФ и федеральным правительством могут заключаться дополнительные соглашения об особом порядке разграничения полномочий, которые будут включать кроме них разграничение объектов собственности на земельные, водные, лесные ресурсы, составляющие основу экономики субъекта; а также полномочия по управлению объектами на территории субъекта, находящимися в федеральном подчинении.

1.2 Основные показатели региональных финансов

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит, 2006 г., С. 64

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.

Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Одновременно Федеральным бюджетом установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физическ...

Другие файлы:

Финансовая система Республики Башкортостан
Общие положения и полномочия Правительства Республики Башкортостан в сфере бюджета и финансов. Основные права, задачи и функции Министерства финансов...

Национальный музей Республики Башкортостан
История возникновения Национального музея Республики Башкортостан, основные фонды, созданные в нем. Уникальность экспозиции Национального музея Респуб...

Приоритетные региональные целевые программы республики Башкортостан характеристика, проблемы

Финансовая система Республики Башкортостан
Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту ка...

Региональные особенности становления российской нации: Республика Башкортостан (1990–2003 гг.)
Книга посвящена региональным особенностям гражданской интеграции в постсоветской России. На основе большого количества разнообразных источников исслед...