Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Реальные возможности наполнения бюджета Украины

Тип: контрольная работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Рассмотрение на примере анализа системы приватизации и функционирования горнорудных предприятий возможности дополнительных существенных финансовых вливаний в государственный бюджет Украины. Вопросы неадекватной оценки стоимости сырьевых ресурсов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реальные возможности наполнения бюджета Украины

приватизация горнорудный бюджет стоимость

Статистические данные, характеризующие уровень экономики Украины на нынешнем этапе ее развития, свидетельствуют о том, что в металлургическом производстве, в частности, готовых металлических изделий, в январе - июле 2012 г. (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) наблюдалось снижение выпуска продукции на 2,5%. И это при том, что, поданным компании «Укррудпром» со ссылкой на публикации World Steel Association (WSA), мировые объемы выплавки стали за этот же период выросли на 1% - до 896,94 млн. т. Падение объемов производства в горно-металлургическом комплексе (ГМК) Украины обусловлено не столько мировым экономическим кризисом, сколько системными просчетами в промышленной политике в течение последнего десятилетия. Это касается, прежде всего, допущенных ошибок в сфере приватизации стратегических горнорудных объектов, а также крупных металлургических комбинатов и машиностроительных заводов, которые были переданы государством в частные руки, по сути, за символическую плату. Вследствие принятия Закона Украины «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром» №1677-IV от 9 апреля 2004 г. госбюджет недополучил от эксклюзивной продажи горнорудных объектов привилегированным компаниям более 100 млрд. дол.

На мировых рынках стоимость сырья для черной металлургии непрерывно возрастает. Это обусловлено тем, что запасы извлеченной из недр железной руды не восполняются и нет равноценной замены железорудному сырью в необходимых для металлургии объемах. Дорожают во всем мире и горно-обогатительные комбинаты. В Украине неприватизированным пока остается только недостроенный Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР). Вопрос его стоимости и возможности пополнения государственного бюджета Украины за счет продажи этого промышленного гиганта на открытом аукционе требует более глубокой оценки.

Воспользуемся элементами разных подходов - затратного, сравнительного и доходного. «Элементами» - потому что приведенные далее цифры и аргументы будут представлять ориентировочную, скорее всего, заниженную оценку КГОКОР.

1. «Доходный» подход

Проанализируем прибыльность, которую можно ожидать от деятельности этого комбината в будущем, используя «доходный» подход. Доходы комбинат будет иметь от продажи окатышей украинским и зарубежным потребителям, поскольку изначально при проектировании он был ориентирован на поставку продукции в Европу. Этот вектор деятельности не потерял своей актуальности. Стоимость железорудного сырья на мировых рынках весьма высокая и будет расти, несмотря на периодические колебания цен, поскольку в мире наблюдается дефицит железной руды. Подтверждением этому может быть тот факт, что в 2011 г. горнорудные предприятия Украины увеличили добычу железной руды на 3% - до 79,418 млн. т. Ее экспорт в 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) увеличился на 4,2% - до 34,122 млн. т. В январе - июле 2012 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.) он вырос на 5% (на 1917,23 млн. дол.) - до 20,427 млн. т.

В последующих расчетах будем исходить из усредненной цены, по которой Украина экспортирует железорудный концентрат, - обычно это 125-140 дол. за 1 т. Окатыши стоят дороже концентрата на 25-35 дол., то есть ориентировочно - 150-175 дол./т. При продаже 10 млн. т окатышей объем реализации КГОКОР составит минимум 1,5 млрд. дол. в год.

Себестоимость производимых на КГОКОР окатышей однозначно определится только после его запуска в эксплуатацию. В первом приближении можно принять, что затраты на производство 1 т окатышей будут на 10-15 дол. выше, чем на Северном, Центральном и Полтавском ГОК. Это связано с дополнительными расходами на обогащение окисленных руд с низким (36-38%) содержанием железа. Поэтому для КГОКОР за ориентир берем верхний предел расходов - 50 дол./т. Тогда при производстве 10 млн. т окатышей в год расходы составят 0,5 млрд. дол. В итоге чистый доход КГОКОР, представляющий разницу между суммой поступлений от продажи 10 млн. т окатышей и расходами, будет равняться: 1,5 - 0,5 = 1 млрд. дол. в год.

Горно-обогатительные комбинаты в черной и цветной металлургии являются активами с очень низким уровнем риска для инвестирования. Поэтому за период окупаемости, представляющий собой отрезок времени, в течение которого вложенный капитал возвращается потенциальному инвестору, можно принять 15 лет.

Тогда стоимость КГОКОР, представляющая произведение чистого дохода и срока окупаемости, будет равной 15 млрд. дол. (1•15).

Сумма, как видим, весьма серьезная.

Вероятную прибыль комбината можно посчитать и по-другому. Содержание чистого железа в окатышах КГОКОР составляет не менее 61%, в годовом объеме производства (10 млн. т окатышей) чистого железа - 6 млн. т. На мировом рынке 1 т чугуна (учитываем чистое железо) стоит минимум 300-350 дол., а 6 млн. т - 1,8-2,1 млрд. дол. Пусть расходы на производство окатышей, их транспортировку и прочее составляют максимум половину этой суммы, то есть увеличим расходы вдвое по сравнению с ожидаемыми. И даже при таком расточительстве прибыль КГОКОР будет оцениваться на уровне 1 млрд. дол. в год.

2. «Затратный» подход

Рассмотрим стоимость Криворожского комбината, опираясь на «затратный» подход. Первоначальная сметная стоимость комбината составляла 2,4 млрд. дол. На его строительство уже потрачено приблизительно 2 млрд. дол. Эти цифры соответствуют стоимости оборудования и монтажно-строительных работ 20 лет назад.

Они, конечно, устарели. По нынешним ценам, обусловленным подорожанием оборудования и строительства (не менее чем в 2,5-3 раза), в КГОКОР нужно вложить 5-6 млрд. дол. Специалисты же считают, если раньше на его достройку требовалось 200-300 млн. дол., то теперь - 600-700 млн. дол. Увеличим эти цифры до 1 млрд. дол. Следовательно, все строительство КГОКОР оценивается в 6-7 млрд. дол.

В Советском Союзе при планировании масштабных проектов типа КГОКОР практически не обращали внимания на затраты, сопутствующие возведению промышленных объектов. Так, для строительства этого комбината и его инфраструктуры использовано много тысяч гектаров земли. Безвозвратные потери значительных площадей пахотных земель и уничтожение ряда населенных пунктов (при подготовке производственной площадки для строительства было снесено 8 сел) теперь надо учитывать в стоимости комбината. Они приблизительно равны (а может, и превосходят) затратам на непосредственное возведение комбината.

Если это учесть, то при «затратном» подходе стоимость КГОКОР будет не менее 12-14 млрд. дол.

3. «Сравнительный» подход

При «сравнительном» подходе необходимо опираться на следующие исходные данные.

В качестве аналога КГОКОР в Украине можно взять Северный ГОК.

Объем производства окатышей здесь немного выше 10 млн. т в год. Кроме окатышей, Северный ГОК отправляет потребителям еще 3,57 млн. т концентрата с содержанием железа более 65%, также получая от этого доход. Его чистая прибыль в 2011 г. составила 6,25 млрд. грн., а при тогдашнем курсе валют в 8 грн. за 1 дол. - 780 млн. дол.

Как уже отмечалось, затраты на производство окатышей на КГОКОР будут на 10 дол./т больше, чем на Северном ГОК. Соответственно, его чистую прибыль нужно уменьшить на 100 млн. дол., следовательно, получим 680 млн. дол. в год.

Если 15 лет взять за период окупаемости инвестиций, то стоимость комбината будет равна 10 млрд. дол.

Проектом предусмотрено, что КГОКОР будет перерабатывать в окатыши слабомагнитные окисленные руды с 36-38-процентным содержанием в них железа. Таких руд, по разным оценкам, складировано в отвалах криворожского региона почти 2,5 млрд. т. Их сравнительно низкую стоимость как сырья также следует учитывать в цене КГОКОР. Приняв это во внимание, стоимость комбината увеличится еще минимум на 2-3 млрд. дол. И тогда конечная цена получится равной:

10 + 2 (3) = 12 (13) млрд. дол.

Таким образом, КГОКОР стоит существенно больше, чем приобретенный компанией «Миттал Стил Кривой Рог» комбинат «Криворожсталь». При продаже на открытом аукционе цена КГОКОР составит минимум 5-6 млрд. дол., но может дойти и до 10 млрд.

Главное - чтобы аукцион был действительно открытым для всех его участников.

Заинтересованность в приобретении этого весьма привлекательного горнорудного объекта в разные времена проявляли ОАО «Северсталь», Магнитогорский меткомбинат, «Миттал Стил Кривой Рог», «Индустриальный союз Донбасса», «Смарт-Групп» и ряд других мощных компаний. При объявлении тендера на продажу КГОКОР их количество, безусловно, возрастет.

Что же мешает выгодно продать этот объект и иметь солидное вливание в бюджет Украины?

Причин много. Прежде всего - это нежелание нынешних собственников украинских ГОК, чтобы появился еще один конкурент. Кроме того, некоторые компании рассматривают возможность приобретения КГОКОР путем его банкротства и санации. Но государству такие схемы категорически не выгодны, поскольку при их реализации бюджет Украины ничего не получит.

Технологический и технический аудит с привлечением известной международной компании для оценки стоимости КГОКОР, который якобы тормозит подготовку комбината к продаже, желателен,...

Другие файлы:

Особенности национального бюджета РФ на 2006 год
Исполнение бюджета за 2005 год. Проект федерального бюджета на 2006 год. Комментарии чиновников и политиков. Комментарии СМИ и аналитиков. Принятие бю...

Расходы государственного бюджета Украины
Основные статьи расходов государственного и местного бюджетов Украины. Анализ статистических данных о расходах государственного бюджета за предыдущие...

Финансово-денежная система Украины
Характеристика денежной, кредитной, страховой, валютной отраслей финансовой системы в общественном воспроизводстве. Рассмотрение аллокативной, дистриб...

Анализ бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества
Сущность и функции бюджета, его роль в национальной экономической системе. Особенности планирования бюджета на современном этапе. Анализ динамики и ст...

Дефицит и профицит бюджета
Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие. Соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира. Источники покрытия бюджетн...